Есть версия, что эта Махавидья пришла из тантрического буддизма, так как там Богиня Тара играет значимую роль, без которой, наверное, был бы немыслим Тибетский буддизм. Есть масса буддийских легенд о том, что Тара появилась из слезы Бодхисаттвы Авалокитешвары (Локанатха), когда тот проникся состраданием к живым существам, и, соответственно, Тара - это Богиня сострадания и спасения от мук сансары.
Буддийская Тара
Другая версия носит в большей мере индуистский характер, но тоже затрагивает буддизм. Она повествует о том, что Риши Васиштха поклонялся Богине Таре в Камакхья-питхе, но так и не достиг сиддх ее мантры, и тогда он обратился к Брахме. Брахма посоветовал ему отправиться в Тибет, где воплощение Вишну (Будда-аватар) откроет ему тайну практики Тары. Васиштха так и поступил, но, когда прибыл в Тибет, был крайне удивлен увиденным, так как Будда находился в компании женщин и пил вино.
[Spoiler (click to open)]Однако свыше Васиштхе проявились знаки о том, что это может иметь какой-то сакральный смысл, и Будда научил Васиштху каулическим ритуалам с использованием панчататтв. А также Будда посоветовал Васиштхе идти в Бенгалию и практиковать там в месте, которое известно как Тара-шакти питх. Считается, что в этом месте упал третий глаз Богини Сати, когда она покончила с собой, и именно в том месте появилась Йогини Тара. После того как Васиштха длительно практиковал мантру Тары и не получил сиддх, он пришел в гнев и проклял эту мантру. С тех пор на мантре Тары лежало заклятие, но позже Васиштха устранил его, добавив к биджа-мантре trīṁ акшару sa, в результате чего получилась биджа strīṁ. Эта биджа также может означать «стри» - благословение Богини. Хотя относительно проклятья и его снятия с мантры Тары существуют и другие версии.
Чандамахарошана. Образ Будды, в котором он проповедовал Васиштхе
Связи Тары как с буддизмом, так и с индуизмом не приходится удивляться, ведь в том же Шривидья-культе одна из ее даршан называется «Баудха» (Буддизм). В этой даршане в емкой форме почитается буддизм посредством мантры Тары, и мантра там такая же, как и в тибетском буддизме. Некоторые тантрические тексты описывают фактически те же самые мантры Тары, которые используются в Ваджраяне, например «Тантра-раджа тантра», а также «Брахмасамхита», где дается следующая мантра: oṁ tāre tūtare tūre svāhā. В таком же виде она практикуется и в буддизме.
Есть другая, не менее интересная и значимая, история о Таре. Она о том, как Кали в своей разрушительной ипостаси уничтожала демонов и увлеклась так, что чуть не уничтожила всю вселенную. Тогда Шива, желая пробудить в Богине созидательные материнские качества, принял образ ребенка, и Богиня приняла благостный образ Матери. Она начала поить его молоком из своей груди, и этот образ стал одним из известных образов Тары и Шивы как ребенка.
Но есть и другая версия о том, как Шива, выпив океан яда, который мог убить живых существ во всей вселенной, стал слабеть от действия яда. Его горло посинело, и тогда проявилась Богиня в форме Тары, и, положив Шиву себе на колени, стала поить его молоком из своей груди, от чего яд нейтрализовался.
Имя «Тара» имеет несколько значений, одно из которых - спасительница, та, которая переносит на другой берег, из мира страданий к освобождению. Другое значение имени «Тара» - звезда, которая светит высоко в небе, что также может означать оставление земного. Считается, что в спутанных волосах Тары находится Акшобхья Шива, но иногда его изображают в ее третьем глазу. Тара имеет прямое отношение к Богине Сарасвати, но в тантризме она больше известна как Нила Сарасвати (Сарасвати, или Тара, синего цвета).
Нила Сарасвати
В ваджраяне есть проявление Ваджра Сарасвати, её мантра звучит так: ОМ ПИЧУ ПИЧУ ПРАДЖНЯ ВАРДХАНИ ДЖВАЛА ДЖВАЛА МЕДХА ВАРДХАНИ ДХИРИ ДХИРИ БУДДХИ ВАРДХАНИ СВАХА.
Ваджра Сарасвати
Словом «Тара» также обозначают самую известную мантру ОМ, фактически - это мантра, которая олицетворяет в латентном виде Гаятри, Веды и т. д. Звук ОМ состоит из пяти элементов: А-У-М, нада и бинду (вибрация), в «Мантра-маходадхи» даются три мантры - трем ее основным формам. Первая - Угра Тара, и ее мантра: oṁ hrīṁ strīṁ hūm phaṭ
Если вы уберете oṁ, то получится мантра Экаджаты: hrīṁ strīṁ hūm phaṭ
Далее, если убрать phaṭ, то получается мантра Ниласарасвати: hrīṁ strīṁ hūm
Мантра Акшобхья Шивы: oṁ strīṁ āṁ akśobhya svāhā
Считается, что Угра Тара дает защиту, Экаджата - дарует мукти (освобождение), а Нила Сарасвати - дарует пурнаджняну. В связи с тем, что в аспекте Нила Сарасвати Тара синего цвета, она очень напоминает Кали, которая обычно черного цвета. Но, тем не менее, есть и масса других качеств Тары, которые ее делают очень похожей на Кали: она также с распущенными волосами, ее также обвивают змеи. Тара, как и Кали, часто описывается как стоящая на Шиве в месте кремации, она также носит гирлянду из черепов. Многие ее атрибуты настолько похожи на атрибуты Кали, что их порой очень сложно отличить. Однако отличия все же есть, их так же много, как и сходств. Главное отличие Тары состоит, пожалуй, в том, что она все-таки больше символизирует собой проявление пустоты через речь, или Шабда-брахман, а Кали - скорее, уход от проявления в пустоту. Вернее, Кали - пустота и есть. Как уже было сказано ранее, по большому счету, все Махавидьи могут рассматриваться как формы Кали или как формы Лалиты, поэтому они, с одной стороны, едины, а с другой - отличны.
Цитата из: "Адеш", №9, "Дашамахавидья. Десять форм Богини как священного знаня", автор Йоги Матсьендранатх