Власть и иллюзии развития государств

Nov 03, 2013 12:04

Стоит вспомнить эти строки Дандарона, и не один раз...



Когда эти великие люди давали себе труд бросить милостивый взор на жизнь простых смертных, тогда они обыкновенно находили, что все в этой жизни нелепо, все не на своем месте, все никуда не годится; они уверяли себя в том, что им предстоит задача все перестроить и усовершенствовать, и принимались за работу с непрошенным усердием и с полной уверенностью в успехе.

Одним декретом они изменяли религию, другим декретом изгоняли взяточничество и пьянство, третьим - старались проводить просвещение; великие люди думали, что не ошибаются, ибо они не замечали свою авидью (неведение (санскр.) - Нандзед). Они вполне были уверены, что открыли для себя невыносимое страдание народа (Первую Благородную Истину Будды), но были уверены, что своими бесконечными декретами могут снять это страдание.

А еще большие и наглядные ошибки великих людей начинались тогда, когда они принимались отыскивать причины господствующей нелепости - страдания Сансары и пытались своим умом найти против него лекарство. Они не понимали того, что большая часть сансарных нелепостей происходит именно от того, что в каждом отдельном человеке имеются вместерожденные клеши (эмоциональная эгоистическая обусловленность страстями - Нандзед), что отдельный индивид сдавлен и опутан проявлениями своей прошлой кармы

Этого «великие» люди из-за своего честолюбия, гордости и авидьи не понимали, им все казалось, что в жизни простых смертных мало счастья и больше беспорядка и страдания; они хотели исправить все это посредством изменения образа жизни простых людей. Король Филипп II хотел превратить своих подданных в монашествующих католиков, Людовик XIV - в блестящих камер-лакеев, Петр I - в голландских шкиперов, и т. д. Такого рода преобразования «великие» люди совершали методами «кнута и пряника», причем «пряники» применялись очень редко и лишь к отдельным личностям, преданным и не жалеющим себя ради реформ своего великого господина, вроде Александра Меншикова при Петра I Но зато они не скупились на жестокие средства: у Филиппа II на то была инквизиция, у Людовика XIV - драгонады, Бастилия и секретные записки короля, заключавшие приказания о высылке и заключении без суда (Letters de cachet); У Петра I были дыба и кнут. И вот такими-то средствами пробавлялись в Сансаре и в ее безначальной истории. Эти средства неумолимо находили себе применение на тех, кто кармически их заслуживал.

Только в конце XVIII в. простые люди заявили, наконец, довольно громко, что им надоели эти странные средства, но они не понимали кармической неумолимости их, и здесь подействовал сансарный закон - переход количества в качество. Со времени этого заявления история европейского Запада оживилась и получила новый характер, и колесо кармы начало крутиться с новой силой, для нового кармического следствия. Великие люди сделались поосторожнее в замыслах и поразборчивее в средствах, а простые люди начали думать, что можно жить своим умом. Об этом говорили простым людям сильные кармические личности, родившиеся среди простого народа, или сильные личности, разделяющие его страдальческую участь

Нам кажется, что жить своим умом, по меньшей мере, приятно, и потому те периоды всемирной истории, во время которых благодетели человечества никому не позволяли жить своим умом, наводят на нас тоску и досаду. Но живя дальше, мы убеждаемся в том, что простому народу в Сансаре никогда и никто не давал и не даст жить своим умом, тем более - власть: кроме красивых слов ничего другого своему народу она не даст и не давала. «Великие» люди, будь они из низов или из среды аристократии, реформировавшие жизнь простых смертных с высоты своего умственного или какого-либо другого величия, по нашему разумению, все в равной мере достойны неодобрения.

Одни из этих «великих» людей были очень умны, другие - замечательно бестолковы, но эти обстоятельства нисколько не уменьшают их родового сходства: они все насиловали природу человека, они все вели связанных людей к какой-нибудь мечтательной цели, они все играли людьми, как шашками, следовательно, ни один из них не уважал человеческой личности, и, следовательно, ни один из них не окажется невиновным перед судом истории и кармы, все поголовно они могут быть названы врагами человечества. На фоне общественной кармы, видимо, так оно и есть; там, где виноваты все, там никто не виноват в отдельности; порок целого типа, вызванного кармой, не может быть поставлен в вину неделимому.

Бидия Дандарон, "Чёрная тетрадь"

страдание, Дандарон, сансара, карма, Дхарма, государство, власть, человечество, история, глупость

Previous post Next post
Up