Богиня Маричи (Мариситэн)
Буддизм оказал огромное влияние на пантеоны божеств в культуре всех стран Юго-Восточной Азии. Многим сегодня кажется непонятным, как могло так оказаться, что проповедь атеизма (каковым они считают буддизм) оказалась в итоге связана с безмерным множеством божеств. Люди редко склонны усматривать ошибку в своём восприятии и размышлении. А второе, что сильно мешает пониманию - это смысл того, что такое deva в Азии.
Корень "div", из которого следует существительное "дэва", означает "играть (резвиться)". Также этот корень "div" означает "желание преодолеть и превзойти", распространяться за пределы. Также он означает "продление жизненной активности", "сиять", "озарять" и "почитать". Корень "div" означает также "следовать, иметь доступ к...".
Из комментария Джайдэва Сингха на "Паратришика виварана" Абхинавагупты
И второе, что хочется сказать.
Все высшие дэва, имеющиеся в буддийском пантеоне и знакомые в то же время нам как божества индуизма, в своё время имели контакт с Буддой, получали от него учения и реализовывали их. Например, многие знают, что каждый Будда своей эпохи обретает просветление на одном и том же месте. Даже археологи уже начинают косвенно это подтверждать. Но мало кто знает, что просьбу о проповеди Дхармы живым существам к Будде обращает каждую эпоху некий особый вид Брахмы. Такие вещи необходимо понять.
Культ большинства дэвов, о которых пойдёт речь, получил наибольшее развитие в Японии в рамках практики эзотерической школы тантры Сингон в конце 7-го и начале 8-го веков.
1. (Санскрит) Ганеша, Винаяка (Японский) Сетэн, Kaнкитен
Ганеша был одним из первых индийских божеств, "приехавших" в Японию. И теперь он, как и в Индии, является одним из самых популярных как в школах тантры, так и в школах внешних методов. Возможно, это происходит потому, что была сохранена связь его практики с удовольствием, счастьем и благополучием)). Таким образом, актеры, гейши, игроки, владельцы ресторанов и т.д. начали ему поклоняться. Но традиция практики Ганеши-Сетэна сохранила и основной смысл - устранение препятствий, многие из которых до сих пор актуальны в Японии.
Также часто мы встречаем изображения Винаяка - Канкитен, обычно парные. Смысл этого таков - некогда Ума родила полторы тысячи злых сыновей противостояния, и первый из них был Винаяка. А также полторы тысячи благих и мирных - и первый из них было воплощение Авалокитешвары, Сканда.
Сканда, или Муруган (Идатен)
Но затем воплощение Авалокитешвары решило, что необходимо "уравновесить" брата. Сканда решил воплощаться как женщина для слияния с братом, что производило на того совершенное умиротворяющее действие. Вообще, в Японии существует огромный корпус преданий о Ганеше, которых нет и никогда не было в Индии)). Однако все эти объяснения двойственности Канкитен мифологичны. Но есть и объяснение одного из учителей, стоявших у основ сначала китайской передачи тантры, а затем и японской - это Амогхаваджра. Это был наполовину индийский, наполовину согдийский по своему происхождению монах, живший в начале 7-го века. Он был одним из основателей китайской школы Чен-Йен, передача которой впоследствие через Кукая послужила основанием японской школы Сингон. Амогхаваджра перевёл много базовых тантрических текстов крия-, чарья- и йога-тантр. В них он очень часто упоминал ритуалы сексуального союза божеств винаяка для преоодоления-умиротворения препятствий и обретения благополучия. Также популярности этого культа в Японии способствовал ещё добуддийский культ некоей богини Н-ио, которая принимала такую двоичную женско-мужскую форму в союзе.
Продолжение следует...