С утра вдруг решил-таки прояснить, для себя в том числе, этот вопрос, которому не один год. Естественно, я не могу допустить подробностей, тем более, они чаще всего носят личный характер и разглашению не подлежат. Но некое общее суждение выскажу.
Часто мы читаем в наставлениях Учителей слова о том, каков метод преобразования ядов неведения, гнева, страсти, гордости-жадности и зависти-ревности - в пять мудростей дхармового пространства, различения всего, зерцалоподобную, равностности и беспрепятственного свершения. Метод озвучен - созерцание себя как божества-йидама, мира - как мандалы и пребывание в гордости йидама. Но дело в том, что всё это совершенно не говорит о непосредственной работе с клешами, о её механизме. Потому что клеша - вещь, проявленная непосредственно и требует такого же отношения в работе с ней, а не рефлекторных методов, описанных в цитатах, как-то - рушены, преобразования и прочее. Всё это должно быть проделано до того и должен быть получен плод, чтобы заниматься непосредственной работой с клешами, а не так, что вы разгневались, подумали "е-моё, надо срочно применить метод" и т.д. Это путь рефлексии и он совершенно не годен для того, что называется трансформацией клеш в мудрость. Рефлекторные методы имеют по отношению к этой работе предварительный характер.
Возьмём за основу постулат Чже Цонкапы о созерцании себя как божества и пребывании в гордости йидама. Как и при каких условиях это работает в плане трансформации клеш?
На первую ошибку (неразличения непосредственных и рефлекторных методов) я уже указал. Но есть ещё один нюанс, который необходимо учитывать, когда вы примеряете на себя советы Учителей и всё равно не понимаете, как всё же трансформировать эти клеши. Нужно понимать, что должно происходить при такой практике и посмотреть - происходит ли оно у вас.
В этом смысле совершенно не важно, в божество какого характера вы преображаетесь - гневное или не очень. Важно другое. Вспомним, какова наипервейшая функция созерцания себя как божества и мира вокруг как мандалы его. Это отсечение обыденного вИдения. Без него нет никакой возможности трансформировать клеши непосредственно. Без устойчивого вИдения себя как идама и далее по стадиям кьерима - мира как мандалы невозможна никакая непосредственная преобразующая деятельность с клешами. А теперь проверьте себя, каким бы пугающим или странным ни показался этот вопрос некоторым из вас - как и насколько вообще вы изменяетесь в своём уме качественно, в своих ощущениях мира и себя, когда выполняете мгновенное преобразование, то есть вспоминание себя как идама? Речь не идёт о сидении на попе в тихом месте при часовом выполнении садханы со всеми лоджонговыми по типу действия манипуляциями с умом. Речь идёт о вспоминании себя как идама в ежедневном режиме. Речь, по сути, идёт об интеграции практики с поведением вне сессий медитации.
Всё зависит от того, насколько сильно вы продвинулись в деле самоизменения на уровне всех 6 ощущений (включая восприятие мыслей), основного состояния энергии элементов в потоке ума, ваших способностей (ванг) контролировать вашу ситуацию, вашей жизнеспособности (срог), характера вашего восприятия себя и мира вообще и т.д. Без серьёзных достижений такого рода дальше вы не продвинетесь. А вот о тонкостях понимания своего достижения такого рода и нужно советоваться с Учителем. Это то самое, чему учат в школе)). Именно эти переживания имеются в виду, когда говорят, что нельзя их ни с кем обсуждать. Поэтому далее идёт лишь общее объяснение.
Вообще для понимания этого всего рекомендую книгу всем известного Ламы Еше Тубтена "Введение в тантру". Там, после всех парамитаянских, обязательных для гелуг пролегомен, идут вполне конкретные для тантрического понимания общие вещи - о том, как и что должно меняться .
Коротко говоря, у вас изменится ваше мироощущение с ходом практики, у вас изменится характер, непременно изменится и возрастёт чувствительность, что в случае недостаточного очищения может стать для кого-то болезненным. У вас часто будет меняться поведение элементов в потоке сознания, вы будете переживать расстройства, поскольку будете ломать многолетние и вековые привычки вИдеть, думать, реагировать, словом разного рода стереотипы. Это не может не сказаться на психосоматическом состоянии как отражении изменений состояния элементов. По большому счёту все наиболее заметные крикуны на наших форумах, любящие возвысить голос в теме "неправильной практики и крышеедстве как следствии ея" на самом деле и не приступали к такому радикальному самоизменению. А без него все эти чтения садхан и наставлений суть просто предварительные тренировки.
Когда вы действительно уже находитесь на пути, подобном лезвию бритвы, на стадии возможности трансформации клеш будет поздно "пить боржоми" - вы будете вынуждены заниматься трансформацией, иначе разбуженные вековые паттерны в вашем сознании и связанные с ними энергии действительно вас разрушат. Чаще всего не бывает совершенно готовых к этому учеников и совершенно неготовых. Но великие Учителя древности, как правило, показывали плод очищения ума на стадии нёндро - он был не полон, но давал безопасность при движении. Практика же обычных существ на таком этапе часто напоминает ремонт самолёта уже в полёте. Это опасно, а главное - трудно. Если гайки вашего мотора при наборе скорости, необходимой для трансформации, вдруг начинают тихо отвинчиваться из-за "вибрации корпуса", вам поневоле понадобится либо преждевременная посадка на запасной аэродром, либо вы на свой страх и риск будете чинить всё, продолжая с высокой скоростью двигаться к цели. Думаю, в общем я проблему описал.
Теперь, после того, как в целом понято, при каких достижениях изменения вИдения мы можем заниматься (то есть это возможно вообще) трансформацией клеш, нужно сразу признать, что дело не в некоем особом методе её. Когда откроется возможность прямого восприятия энергии клеш, вы сразу поймёте, что означали все эти советы Учителей по устойчивости ума, осознанности, о том, что природа клеш пуста. Когда их энергия в результате освоения "бардо кьерима" будет выпущена на свободу, главными станут не поводы для гнева, а сам гнев, его энергия - он будет вас охватывать по поводу и без повода. В результате стабилизации созерцания в изменившихся условиях мировИдения гнев станет ровным состоянием, как говорится в тантре Ямантаки о мирном, казалось бы, лике Манджушри - "как обычно, разгневан"))). В этом смысле для гнева не нужны будут особые вторичные причины и условия, то есть возникновение ситуаций гнева. Наоборот, зная уже прямо суть дела, понимая всё непосредственно, вы будете старательно избегать возникновения конфликтов любого рода, насколько это возможно. То есть гнев на самом деле (как и всякая иная клеша) используется для обширного вхождения в состояние природы ума, двери в устойчивое пребывание в глубине ума. Нужно быть в глубине гнева для постижения его как мудрости. В его глубину мы проникаем посредством созерцания гневного божества и отсекая обыденное вИдение, которое держит нас всегда на поверхности гнева, в двойственности.
Глубокий гнев как ровное состояние подобен вращающемуся пропеллеру самолёта - его лопастей на скорости не видно, он, кажется, вовсе незрим, лёгок и вдохновенен, но неизменно с лёгкостью перерубает пальцы при попытке коснуться его рукой. Впрочем, с этой же лёгкостью такой гнев разрешает проблемы познания, различения и понимания - энергия ясности велика и едина для всего. Постепенно, с развитием, такой гнев-состояние становится всё тоньше - в конце, при достижении освобождения от силы клеш вообще, такой гнев-состояние растворяется в измерении практика без следа. Далее речь уже не идёт о работе с клешами. Это происходит, если мне не изменяет память где-то на седьмой бхуми бодхисаттв. После этого падения разного рода уже не совершаются.
На стадии постижения гнева как состояния энергии без вторичных внешних и внутренних конфликтов, раскрывая лишь базовый конфликт бытия как такового (страдание обусловленности), совершенно иначе выглядит и переживается контроль над собой (а он безусловно есть) - вы контролируете всё как будто кончиками пальцев, мельчайшими произволениями ума, щелчком пальцев. Это настоящее искусство. Но и, само собой, страшно падение из такого состояния в результате ошибки - это настоящее разрушение. Вплоть до смерти. Если вы непрестанно выпадаете в методы парамитаяны из-за страха, возникающего при проявлении сильных эмоций, значит в вас нет стабильности созерцания и раскрытия способностей. Детали могут у всех разниться.
Ваше измерение ума становится необычайно широким. В силу особенностей вашего состояния элементов у вас могут проявиться различные способности вмещения. Но и многие потребности могут принять необычный характер. На большей части стадий самоизменения стоит хранить всё это в тайне от людей - их понимание не приспособлено к восприятию этого.
Также нужно иметь понимание о свите йогина, об этапах преодоления обусловленности. На самом деле окружение из многих тонких существ присутствует вокруг каждого человека обязательно. Он это не воспринимает, как, впрочем, и свою карму - непосредственно)). Но когда вы начинаете ещё и практиковать тантру, ваши отношения со всеми этими существами могут по-разному изменяться. Я не буду здесь об этом говорить. Всё давно не нами написано. Просто прочтите (возможно, вам это и так знакомо всё до боли:)) -
http://nandzed.livejournal.com/2390877.html САРВА МАНГАЛАМ!