Кармаваджра спросил: «Можно ли совершить ошибку во время медитации на ясный свет? Или нет?»
Он сказал: «Твой вопрос необычайно хорош! Того, кто не достиг понимания, подстерегают ошибки. Я разъясню четыре положения: характер ошибки, признак ошибки, ее порочностъ, и плоды ошибки.
Характер ошибки в отношении сущности таков: в целом, то, что мы называем «сущностью», есть изначально чистая пустота естественного состояния внутреннего самоосознавания (rang-gi rig-pa), свободная от воздействия внешнего многосложного сознания (shes-pa bcos-lhad), в которой нет ничего (внутренне) установленного. Когда человек пытается созерцать пустоту как таковую (stong-pa nyid), а не сосредотачивается лишь на этом отсутствии свойств, он совершает ошибку отрицания (истинной) пустоты, поскольку продолжает цепляться умом за пустоту (как за
объект). Признаком этой ошибки служат следующие мысли: «Наверху нет Будды, внизу нет ада, несуществование всего и есть пустота». Порочность этой ошибки такова: тот, кто полагает, что «все пустотно», в лучшем случае отказывается от всякой религиозной практики, то есть от преданности, очищения восприятия, принятия прибежища, духовности помыслов, любви и сострадания, и погружается в заботы этой жизни, а в худшем - оскверняет свою практику греховными действиями. Тому, кто так извращает истину, место только в ваджрном аду. Подобные ложные деяния принесут следующие плоды: поскольку такой человек презрел истину о добродетели, то в лучшем случае он станет последователем тех, кто придерживается крайних воззрений, а в худшем, презрев закон причинности, попадет в океан страданий. Кармаваджра! Многие утверждают, что постигли пустоту, но мало кто действительно постиг абсолютную реальность в ее истинном виде (don-dam-pa'i gnas-lung)!
Кармаваджра! Есть также четыре ошибки в отношении природы. Прежде всего расскажу о характере ошибки. Осознавание (rig-pa), которое есть самосияние пустоты (strong-pai rang-mdangs) проявляется как (божественное) тело (sku) и мудрость (ye-shes). В теле нет (самосущих) лица и рук. В мудрости нет (самосущих) цвета и признаков. Все это лишь самопроявление сияния пустоты, единства ясного света и пустоты (gsal-stong dbyer-med).
Тот же, кто не понимает неделимого взаимопроникающего единства ясности и пустоты (gsal-stong zung-'jug), ошибочно принимает осознавание за проявление (snag-ba). Признаком этой ошибки служит то, что все учения Дхармы воспринимаются раздельно (т.е. не связанными друг с другом). Ум такого человека, сколько ни обучай его Дхарме в ее единстве, не может ее осознать. Порочность этой ошибки в том, что человек принимает всякую видимость (snang-ba) за субстанционально существующую (dngos-po can) и не желает приступать ни к какой из
практик Дхармы. Поверив словам, излагающим различные философские теории, он сходит с пути к просветлению. Подобный человек никоим образом не сможет достичь освобождения, поскольку привязан к видимостям. Вот плод этой ошибки: из-за привязанности к внешнему проявлению ясного света он перерождается в мире форм, не зная о своем внутреннем ясном свете, единстве ясности и пустоты. Он впал в одну из крайностей и лишен возможности достичь освобождения. Кармаваджра! Многие утверждают, что постигли ясный свет, но немногие культивируют постижение взаимопроникающего единства ясности и пустоты!
Кармаваджра! Есть также четыре ошибки в отношении сострадания. Характер ошибки таков: концептуальная мысль (rnam.rtog), возникающая как одна из многих, а не в качестве лучезарного по природе ясного пустотного осознавания, каким бы путем она ни возникала, никогда не превзойдет осознавание-пустотность (rig-stong). Человек, который этого не понимает, ошибочно принимает осознавание за пустоту. Признаком этой ошибки служит его чрезмерное увлечение деяниями тела, речи и ума в этой жизни. Порочность этой ошибки заключается в том, что, полагая, будто концептуальная мысль (rtog-pa) не возникает в Дхармакае, такой человек ловит все возникающее в сеть концептуальной мысли; он становится высокомерным, и добродетельные проявления его ума теряют свою силу. Поскольку в результате он уделяет особое внимание удовлетворению дурных инстинктов (bag-chags), то достигает лишь (цели) этой жизни. Он связывает себя цепями двойственности, подозрений и сомнений. Плод этой ошибки состоит в том, что, не ведая ошибочности концептуальной мысли, такой человек бывает побежден своими инстинктами. Не ведая порочности причинных связей, он заканчивает жизнь на пути сомнений и после смерти вновь погружается в сумятицу трех миров. Кармаваджра! Многие утверждают, что не имеют концептуальных мыслей, но лишь немногие понимают критерии самоосвобождения (в момент возникновения) (shar-grol)».
ОЖЕРЕЛЬЕ НЕКТАРОВ, ДАЮЩИХ ВЫСШЕЕ ИСЦЕЛЕНИЕ