АМОГХАПАША - (санскр.), одна из манифестаций
Авалокитешвары; божество, помогающее в
очищении душевных загрязнений и результатов нарушения
обетов.
Амогхапаша (Держащий лассо и не знающий промахов), ипостась бодхисаттвы Авалокитешвары. Амогхапаша стоит или сидит, держа в восьми руках книгу, трезубец, лотос, сосуд с амритой, четки и петлю. Одной рукой он делает знак бесстрашия, другой - знак щедрости. Он носит тигровую шкуру на бедрах. Впрочем, есть и двурукая форма.
Его практики были распространены в долине Катманду, главной причиной его популярности была его отождествление с Astamivrata, ритуалом помогающим вызвать обильный дождь. Амогхапаша является одной из главных среди 108 форм Авалокитешвары, являясь самим воплощением сострадания. Наряду с Красным Авалокитешварой является другой основной формой, практикуемой в Неварском Буддизме, чья важность описана в Smayambhu Purana царем области Licchavi, Narendradeva (правил 643-679). Амогхапаша проделал свой путь в Китай вместе с переводом Amoghapasha-hrdaya (смотрите в главе "Садхана" - прим. Нандзед) в 587 н.э. Подтверждая его популярность в Китае, было переведено пять сутр за последующее столетие. Это в точности совпадает по времени с тем, когда практика Авалокитешвары и вероятно Амогхапаши была принесена в Непал.
Это основные божества мандалы Амогхапаши - Хаягрива, Экаджати, Бхрикути и Красный Амогхапаша. Есть некоторая сложность в понимании мандалы - в ней присутствует форма Авалокитешвары Амогхапаши в центре и одновременно форма красного Амогхапаши (левый нижний угол), что даёт повод к размышлению о поздней ассимиляции божества Амогхапаши культом Авалокитешвары.
Описание мандалы
В центре мандалы сидит Авалокитешвара, белого цвета, с одним лицом и двумя руками. Он держит стебли двух цветов лотоса в руках, выставив правую ногу в знак быстродействия и мгновенной отзывчивости. Ниже центральной фигуры (на юге мандалы) - 4-рукий Ракта Amoghapasha, красного цвета, по внешнему виду мирный. На западе (слева) Красный Хаягрива, гневный, с четырьмя руками. В верхней части мандалы (север) - управительница матри-мамо Экаджати, богиня, гневная на вид, сине-черного цвета с одним лицом и восемью руками. На правой стороне (восток) - богиня Bhrikuti (Бхрикути, Нахмуренная), мирная, белого цвета, с четырьмя руками.
Хаягрива и Ракта Амогхапаша
Бхрикути и Экаджати
Угол мандалы с фигурой Будды Шакьямуни
Около внешнего круга мандалы - Восемь Благоприятных эмблем наряду с 4-мя божествами, сидящими, на краю круга. Начало в верхнем правом - Будда Медицины, нижняя правая - зеленая Тара, нижний левый угол - желтая Vasudhari и верхний левый угол - Будда Шакьямуни.
Угол мандалы с Буддой Медицины
Угол мандалы с Зелёной Тарой
Угол мандалы с Васудхари
В верхнем регистре (горизонтальная линейка божеств наверху тханки, можно смотреть по только показанным фрагментам), начиная с левой стороны является Авалокитешвара, идентичный центральной фигуре мандалы, после него - индийские и непальские учителя линии в традиции этой системе медитации. В нижнем регистре, начиная с левой стороны - символ практикующего - монах, предлагающий подношения, в том числе - музыкальные инструменты как символы звука. После этого находятся восемь богинь подношения, божество богатства Желтый Дзамбхала, группа, известная как три Божества Шадакшари Локешвара и, наконец, черная форма голого Дзамбхалы, гневного божества богатства.
Садхана
Амогхапаша в данном случае - это божество уровня крия-тантры. То есть, если созерцать самым простым способом, то нужно приготовить и освятить подношения, затем, созерцая форму Амогхапаши или мандалу в целом, начитывать коренную мантру и сердечную. По окончании практики делается разделение заслуг между всеми живыми существами и возносятся благодарности Учителям.
Amoghapasa Hrdaya Dharani-mantra
Mula-mantra: Om amogha-padma-pasa krodhakarsaya praveshaya maha-pashupati-yama-varuna kuvera brahma-vesa-dhara padma-kula-samayan hum hum.
Hrdaya-mantra: Om Hanu Phasa Bhara Heye Svaha
Конкретно для практики очищения можно использовать вот эту дхарани из Амогхапаша-тантры:
Дхарани чистой нравственности
Ом амогха шила самбхара, бхара бхара, махашуддха саттва, падма вибхушите, бхуджа дхара дхара, саманта, авалоките хум пхат сваха
Но можно делать и более развёрнутое созерцание с несколько другой мандалой пяти божеств и другими мантрами:
Из пустоты, внутри твоего сердца-ума, появляется слог ПАМ, из которого возникает тысячелепестковый лотос, на котором покоится слог А, который превращается в лунный диск, на котором появляется слог ХРИХ - из него распространяется свет и возвращается в слог, который преобразуется в формы пяти божеств мандалы. В центре, я сам, Амогхапаша, белый с одним лицом и восемью руками, правыми руками, соответственно, дает Прибежище, дарует благо (пунья) и держит петлю и чётки. Левые руки, соответственно, держат трезубец, книгу, лотос и сосуд с амритой. Он в белых шелковых одеждах и тигровой шкуре, у него облачение аскета. Справа от него - Судхана-кумара, желтый, его ладони сложены и кипа книг под его левой рукой. Подле него и правее - Тара, зеленая, ее левая рука держит синий лотос, а ее правая открывает его. Оба украшены шелками и всеми типами драгоценных каменьев. Слева от основного [божества] находится Хайягрива, красный, в форме карлика Цен, наделенный всеми гневными характеристиками, такими как три глаза, торчащие клыки и стоящие дыбом желтые волосы, он украшен тигровой шкурой и змеями. Его правая рука воздета в почтении, а его левая покоится на белом посохе. Слева от него Бхрикути, оранжевая, ее две левые руки держат сосуд с водой очищения и посох-трезубец, ее правые - держащая чётки и воздетая в почитании. Она носит одеяния аскета. Все божества стоят, держа ноги вместе, окружение смотрит на лицо основного божества. Рецитируй OM AMOGHA PASHA HRIH SVAHA Если желаешь, рецитируй также мантры спутников OM SUM SUDHARA KUMARAYA SVAHA, OM TAM TARAYE SVAHA, OM HAM HAYAGRIVAYA SVAHA, OM BRIM BHRIKUTYAI SVAHA. После растворяешь в своём сердце мандалу божеств и делаешь разделение заслуг и почитание Учителей.
Изображения божеств этой мандалы:
Судхана-кумара и Зелёная Тара
Хаягрива и Бхрикути
САРВА МАНГАЛАМ!