Лукиан в своём трактате «О танце» сообщает, что танец возник «с происхождением первых начал вселенной» и что проявления первородной пляски можно найти в «хороводе звёзд», «в сплетении блуждающих светил с неподвижными», «в мерном ладе их движений»… Магия, религия, математика, астрология - всё это с самого начала было тесно переплетено с танцем и отражено в нём.
Гурджиев до мелочей понимал природу движений, которые использовал в своём балете. Это были движения из глубокой древности, из времён, когда появились «первые начала вселенной», первые мифы, архетипы. Некоторые из этих древних, архетипических движений («эффективных символов») Гурджиев обнаружил в Тибете, кое-что взял у дервишей ордена
мевлеви, а до остального дошёл сам.
Ставя балет «Битва магов», Гурджиев не только развивал духовные и физические способности своих учеников, но и, возможно, стремился осознанно шевелить определёнными макрокосмическими пластами или, если выражаться терминами Юнга, работал с коллективным бессознательным, через постановку балета воздействуя на архетипы. С помощью балета «Битва магов» Гурджиев проводил провокацию, сталкивал на «тонком уровне» некие силы. Как хороший социальный психотерапевт, он исполнил роль метафизического
провокатора, экзорциста, изгоняющего бесов. Раскачал основы мира (архетипы), чтобы спровоцировать кризис, пройдя через который человечество смогло бы оздоровиться (а, заметим, человечество было, по Гурджиеву, абсолютно больным). Столкновение, изображённое Гурджиевым в балете «Битва магов» в 1924 году (или же спровоцированное этим балетом), вскоре нашло своё отражение в материальном мире.
http://www.chaskor.ru/article/poslednij_tanets_gurdzhieva_11840 Click to view
Если же говорить о танце, изменяющем мир, то единственная знакомая мне лично традиция такого танца - это учение о Танце Ваджра, которое передаёт Намкай Норбу Ринпоче. Это его терма ума (гонг-тер), относящийся, ИМХО, к циклу учений "Лонгсал". Согласно ему, весь мир (то есть вселенная, галактика, солн.система, Земля) представляет собой такие мандалы:
Танцующие на таких мандалах, совершенно пребывая в природе ума, способны влиять на мир...
Дакини Гомадеви, передавшая Намкаю Норбу Ринпоче это учение.