В каждой профессии есть свои непреложные истины. А в каждом деле - свои великие мастера, поднявшиеся к вершинам профессионализма так, чтобы за ними пошли другие. Ни одно из направлений деятельности, которое мы выбираем, не стало бы возможным без уже проделанной работы.
Вместе с тем, нельзя развиваться без отрицаний, противоречий, новых наблюдений и критики. Особенно критики! При всем уважении к мастерам, можно и нужно развивать психологию дальше.
Я понимаю, что есть направления, которые в то или иное время становятся модными, причем иногда - слишком модными. И это нужно пережить. Мы пережили моду на НЛП, на психоанализ, на символдраму, на психодраму, на транзактный анализ и на многое, многое другое. Сейчас переживаем моду на гештальт-терапию и семейные расстановки по Берту Хеллингеру. Думаю, что каждое конкретное направление - это лишь один из инструментов, некий «микроскоп», который сужает взгляд на проблему, пытаясь загнать ее в рамки формата конкретного метода. Однако с каждым клиентом надо говорить на его языке. Вот почему я считаю, что мастерство профессии психолога заключается в своеобразном ремесленном - или интегративном - подходе.
Меня часто спрашивают:
«Принято считать, что, если с одним из членов семьи работает психолог, то другой в этой семье уже не должен работать с этим же специалистом. Как ему следует выбирать «своего» психолога? Ведь только так можно избежать предвзятого подхода?»
Да, предвзятость недопустима. Но если мы говорим о семье как о системе (или о поле), то для того, чтобы она пришла в уравновешенное, сбалансированное состояние, по моему личному мнению, заниматься этой семьей должен один специалист. Именно он, примирив внутри себя все позиции, находит ту, о которой говорит Берт Хеллингер: «и в середине тебе станет легко».
Иначе неизбежно возникают противоречия в действиях двух и более психологов в одной семье. Например, если говорить о методах работы: один может быть гештальтистом, а другой - расстановщиком. Один предпочитает формализованный подход, другой - неформализованный. Различия возникают порой и в постановке целей и задач, а также с прагматичной точки зрения (разная оплата у разных специалистов). Нередко соблюдение правила «каждому члену семьи по своему психологу» приводит к серьезному раскачиванию системы (т. е. семьи). Из-за того, что в систему внедряется слишком много «чужаков», то, что можно было сохранить - рушится.
Именно поэтому я нарушаю данный запрет, путем работы по рекомендации: например, когда жена сама приводит ко мне мужа, родители - детей, дети - родителей, друзья - своих друзей. Это мои личные риски - я отдаю себе отчет в том, что каждая из сторон будет пытаться втягивать меня в триангулятные отношения, требовать, чтобы я занимала его или близкую ему позицию. А моя задача: занять такое место, откуда все будут меня слышать и слушать.
Часто, когда на прием приходит жена и рассказывает о муже, которым она недовольна, хочется воскликнуть: «Как так можно!» и помочь «бедной женщине» с ним расправиться. Но вот приходит ее муж - и слышишь совершенно иное описание ситуации. Со временем понимаешь, что существует две правды: правда жены и правда мужа. И эти правды не надо «выправлять». Их надо мирить. Сначала внутри себя. Это самое сложное: поместить внутри себя две правды, не выделяя и не ущемляя ни одну из них. И научить этому людей, которые тебе доверились. Если получится - родится общее понимание, уже без разделения правд.
Не так давно я приводила здесь историю про Александру и Максима: «
Я боюсь свою жену!». В ней речь шла о точке зрения Максима. В следующий раз я опубликую рассказ об этом же случае - но уже буду рассказывать правду Александры…