Так кто голодал в 1917 году?

Aug 27, 2017 23:03

image Click to view



До сих пор широко распространён исторический миф, будто Российская Империя уступала Германии в Первой Мировой войне буквально во всём, её поражение было неминуемо, а к «революционной ситуации» в Петрограде привели якобы голодные бунты. Намекают, что в роли спасителей государства выступили большевики. В этой связи интересно сравнить ситуацию с продовольственным обеспечением в Германии и России во время войны.
       Антанта всеми силами пыталась блокировать пути поставки продовольствия в Германию и достигла в этом серьёзных успехов. Немецкий импорт упал на 55% от довоенного уровня, очень не хватало удобрений для сельского хозяйства. Большую часть мужчин мобилизовали и село стало испытывать острую нехватку рабочих рук. В 1914 урожай зерновых в Германии составлял 14,8 млн.т., в 1915 - 12,9; в 1916 - 11,2; в 1917 - 8,9 млн.т. при населении в 68 млн. человек (Источник: Clifford F. Wargelin The Economic Collapse Of Austro-Hungarian Dualism, 1914-1918 East European Quarterly / Fall, 2000). Сравним с российскими показателями: 1914 г. - собрано 76,5 млн.т. зерна; 1915 г. - 78,8 млн.т.; 1916 г. - 65,0 млн.т; 1917 г. - около 62,4 млн.т при населении в 179 млн. человек.
Легко подсчитать, что в 1917 на 1 немца приходилось 131 кг зерна, а на 1 гражданина Российской Империи - 347 кг зерна.
       Очередь за хлебом в одном из немецких городов:



Как видим, за 3 года войны сборы зерновых в Германии упали примерно на 70%. Производство картофеля, сахара, овса, снизилось примерно до 60% от довоенного уровня. Немцы активно применяли труд военнопленных в сельском хозяйстве, а немецким женщинам пришлось забыть, что такое «домохозяйка» - пришлось вкалывать и на работе, и дома. Уже в мае 1915 года продовольствие стоило на 65% больше, чем до войны, в том числе хлеб и картофель - главные компоненты немецкого рациона питания. Первое массовое выступление против роста цен произошло ещё 15 октября 1915 года. В этот день Берлине у магазина Гебеля на Ландсбергер Аллее (Landsberger Allee), 54 собралось около 6 тысяч человек, бросавших камни в окна магазина и в полицейских. Прямой причиной инцидента было резкое повышение цен на сливочное масло. В рабочих районах Фридрихшайн (Friedrichshain) и и Лихтенберг (Lichtenberg) собирались тысячные толпы недовольных. Начальник берлинской полиции Трауготт фон Ягов беспорядки посчитал настолько серьёзными, что отправил доклад лично кайзеру Вильгельму II. 31 октября губернатор Берлина генерал-полковник Густав фон Кессель установил фиксированную цену на масло 2,80 марки за фунт, то есть на 20-60 пфеннигов ниже, чем та, что вызвала беспорядки. Конечно, мера эта не помогла и не могла помочь. Пришлось ввести продуктовые карточки.
       С ноября 1915 года были введены талоны на хлеб, в декабре на молоко. В следующем году были нормированы жир, мясо, яйца и картофель, а также кофе, чай, сахар, бобовые и макаронные изделия. В крупных городах были открыты общественные столовые для бедных, в Гамбурге по утрам они собирали до 150 000 человек. Но и столовые вызывали недовольство, потому что туда поставляли продукты худшего качества, например, ячмень, пораженный вредителями, рис, подмокший в соленой воде при перевозке, и т.д. Начал выпускаться «хлеб военного времени» с не улучшающими его качество добавками. В немецких деревнях фактически был устроен реквизиционный режим - по заниженным ценам государству сдавалось все, кроме того, что считалось личной потребностью. Однако осенью 1916 года собрали картофеля в 2 раза меньше, чем обычно. Зима 1916-1917 годов получила название «брюквенной зимы», люди голодали, получая лишь половину необходимых калорий - всего 1000, что не хватало и ребенку. Недостающий картофель пришлось заменять брюквой, то есть - кормовой свеклой. Немецкая учительница Гертруда Шадла писала в своем дневнике 5 ноября 1916 года: «Мы голодаем… всего 90 г жира, 150 г мяса, 2000 г хлеба и одно яйцо на неделю…».
       В конце 1916 года Германия и Австро-Венгрия оккупировали Румынию и это очень помогло им пережить 1917 год. Румыния была крупнейшей житницей, реквизиция запасов её зерна фактически была единственным выходом. Но грабить бесконечно невозможно и в 1918 году, конечно, сбор зерновых в Румынии резко упал. В Германии после «румынской реквизиции» наполнение карточек удалось поднять всего лишь до 1400 калорий. По разным оценкам, около 700 тысяч немцев умерли во время Первой мировой войны от голода и болезней, связанных с недоеданием. Эти цифры относятся преимущественно к 1917-1918 годам.
       С зимы 1916-1917 годов протесты в городах приобрели качественно новый уровень. На улицы вышли массы женщин, они протестовали не только против спекуляции и отсутствия продуктов, но и выдвигали политические антивоенные лозунги. Голодные бунты набирали силу, но в военное время существовали запреты на распространение информации, которая «снижала боевой дух», и потому визуальной информации сохранилось немного. Впрочем, совсем скрыть размах протестов было уже невозможно.
       Разгромленный протестующими продовольственный магазин в Берлине:



Огромную поддержку оказали обессиленной Германии большевики, свергнувшие власть Временного правительства. Если после свержения Российского Самодержавия Восточный фронт серьёзно ослаб, то после опубликования ленинского «декрета о мире» солдаты просто огромными толпами повалили с фронта по домам. Заключение в марте 1918 года предательского Брестского мира дало немцам долгожданное продовольствие и множество других материальных ресурсов, ведь под их контроль попала российская территория с населением 56 млн. человек. В оккупированных регионах немцы развернулись с тевтонским размахом, они реквизировали и вывозили в Германию всё подряд: съестные и кормовые запасы, скот, лес, различные материальные ресурсы. Например, только от крестьян Борисовского уезда требовалось сдать 900 тысяч пудов ржи, 300 тысяч пудов ячменя, 38 тысяч пудов пшеницы, 800 тысяч пудов овса, 600 тысяч пудов картофеля и т.д. Таким образом Германии удалось затянуть войну ещё на несколько месяцев.
       В 1918 года на улицы немецких городов стали выходить уже сотни тысяч протестующих. В дни наиболее массовых акций собирались более 4 млн. человек. Никакие призывы и репрессии уже не помогали, и к концу 1918 года Германия была обречена.
       Берлинцы доедают павшую лошадь, 1918-й год:



Довольно легко установить, что в воевавшей России и близко не было тех продовольственных затруднений, которые испытывала Германия. Карточки вводились только в самых крупных городах типа Москва и Петроград, и лишь на некоторые виды продуктов. Продовольствия было достаточно, а временные перебои были связаны с мобилизацией ж/д транспорта на фронтовые нужды. Средняя зарплата рабочего в России в 1917 составляла примерно 125 руб. в месяц, на эту сумму можно было купить 19 кг сливочного масла, или 62 кг мяса, или 735 кг нормального ржаного хлеба. Причем купить почти на всей территории России совершенно свободно в ближайшем магазине. Настоящий, небывалый еще по массовой смертности голод пришел в Россию позже, в 1921-1922 годах. Он больше известен как «голод в Поволжье» или ленинский голодомор, когда на территориях, подконтрольных большевикам, умерли по разным оценкам от 4 до 5 млн. человек. ©

первая мировая война, world war i, Брестский мир, голод, Германия, Российская Империя

Previous post Next post
Up