О том, что таинственно совершается на проскомидии, исключая на жертвеннике множество Чаш, учит Святой Симеон Солунский:
«...И наполнив чашу вином и водой, по обычаю предков, иерей приносит Богу и другие частицы. А тем, что в Чашу вливаются вино и вода, изображается самое событие, ибо сказано: «один из воинов копьем пронзил Ему ребра, и тотчас истекла кровь и вода» (Ин. 19:34). Таким образом, это-то и есть Чаша от самого ребра Спасителя, Который сказал: «сие есть Кровь моя... за многих изливаемая» (Мф. 26:28; Лк. 22:20).»
О месте Святого Престола в Православном храме:
Четверик храма символизирует землю. Поставление Святого Престола в середине четверика искажает смысл литургического действия, ибо Престол Божий превыше небес, а на земле отступниками будет установлен престол антихриста, который возсядет на нём вместо Христа.
О количестве Священных сосудов, и месте оных на Святом Престоле:
Главным моментом освящения храма является помазание Престола святым миром. Об этом пишет Блаженный Симеон Солунский: «Затем приносит то, чем завершается освящение жертвенника, - святое миро, и возглашает аллилуйа… Итак архиерей из самого мира творит три креста на освященной трапезе, по середине и по обеим сторонам, и тремя помазывает ее всю» [3, с. 159].
Подробнее о том, как производится епископом помазание миром Святого Престола, описывает протоиерей Геннадий Нефедов: «Таинственная печать миропомазания полагается в трех местах на поверхности трапезы, там именно, где во время Литургии должны стоять Евангелие, дискос и Чаша» [4, с. 295]. Таким образом, при освящении Престола на нем выделяются три точки (в честь Святой Троицы), одна из которых указывает место напрестольному Евангелию, другая - место для установки дискоса с литургическим Агнцем, а третья - место для евхаристической Чаши.
Чином архиерейского освящения предусмотрено установление на Престол ровно одного Евангелия, ровно одного дискоса и ровно одного Потира. Очевидно, что увеличение количества священных сосудов исказило бы символику освящения Престола. Очевидно также, что ставить Святой Потир по завершении великого входа следует не на какое-либо произвольное место Престола, а именно на то, которое в чине освящения восприняло благодать святого мира и предназначено для осуществления литургического действия. Сказанное справедливо также для места установления на Престол дискоса.
По сути, вопрос о количестве и точном месте установления на Престоле дискоса и Потира при служении евхаристического канона определяется чином архиерейского освящения храма. Этот вопрос не допускает вариаций и импровизаций».
Публикация фотографий: Официальный сайт Московского Патриархата.
Исходный текст: 24 июля 2016 года, в Неделю 5-ю по Пятидесятнице, день памяти святой равноапостольной княгини Ольги, во Святом Крещении Елены, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в московском храме иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке. Фото: С. Власов.
© Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси.