Украинская историография - это не столько наука, сколько политика. Антинаучность характерна для националистической историографии, так как для неё важно не «то, что было» (история), а «то, что будет» (политика).
Тезис «Украина не Россия» основан на трёх исторических идолах. Это Киевская Русь, Малороссия и Галичина. Их общая черта в том, что их самобытность формировалась вне границ Московского государства, а значит, там заложены истоки украинской идентичности.
Изложу позицию греческой исторической школы «кого мы крестили?», исходя от обратного, то есть почему всё это - не Украина.
Греки - единственный народ вне границ стран бывшей Киевской Руси, где история Крещения Руси преподаётся в школах как часть нашей (то есть не только вашей) истории. Но в наших школьных учебниках не используется термин «Киевская Русь», потому как и сами жители этой страны, так и народы-современники (например, греки) её так не называли.
Термин «Киевская Русь» появился в научных трудах поздней царской России XIX века и только в эпоху СССР был официально принят в употребление. Но сам этот термин неприменим к прошлому.
История - это взгляд современника событий. Так вот, если Киевской её не назвали ни Рюрик, ни Владимир, ни греческие епископы, которые вас крестили, значит, она была просто Русь, которая была крещена в младенческом возрасте. Как происходит рождение народа (этногенез по-гречески) трудно объяснить, но легко увидеть.
Зайдите в любой православный храм и посмотрите на людей, которые стоят в очереди перед Причастием. До причастия в очереди могут стоять люди с самым разным, как сейчас принято говорить, этническим происхождением, но после причастия у всех людей одна плоть и одна кровь.
Вот так и произошёл этногенез Руси: до крещения это была страна с самыми разными славянскими племенами + варяги. После крещения - это один народ, и не имеет значения славянское или варяжское происхождение этого многогранного народа, да и самого его названия - Русь. Они все - русские.
Причём я не случайно использую определение «русские», так как в современных греческих школах в момент начала преподавания данного периода истории Византии детям не говорят о «крещении Руси» (тем более Киевской), также не используется термин «древнерусское государство» (у нас древность - это то, что было до рождения Христа). У нас всё это обозначается как крещение «русского народа» - вне зависимости от названий и количества его столиц (история народа - это не история столиц).
Я понимаю, что с этим не согласятся приверженцы украинской самобытности, но, быть может, мы, греки, лучше знаем, кого мы крестили, всё-таки со стороны виднее.
Ещё одна, чисто греческая ремарка. Титул предстоятеля Церкви, который по-русски значится как «Всея Руси», на греческом языке звучит иначе: митрополит (теперь уже патриарх) «Всех Россий», потому что Россий всегда было много.
Я понимаю, что с этим уже не согласятся русские ура-патриоты, которые привыкли рассматривать историю русского народа только в рамках истории государства Российского. Но это неправильно.
Термин «Малая Россия» (Малороссия) был введён в употребление греческими епископами. В их церковной юрисдикции (Константинопольский патриархат) до 1686 года находилась та часть русского народа, которая жила в составе Великого княжества Литовского и впоследствии Речи Посполитой.
Поляки эту землю называли своей окраиной (Украиной). Но то, что для поляков было «Украина», для греческих епископов и для русского народа, который там жил, называлось «Малая Россия».
Так что история русского народа и история государства Российского - не одно и то же. Ну а когда великие украинизаторы говорят, что были огромные бытовые, языковые и обрядово-социальные отличия между малороссами и московитами, аргументируя их «нерусскость», так все эти отличия в русском народе были всегда и до и после Крещения.
Но они никогда не воспринимались современниками (людьми прошлого) как отличия этнические, так как народ был православный, живший в Малой России. Только после 1917 года греческий церковный термин «Малая Россия» (Малороссия) и производные от него слова были практически выведены из историографического употребления и заменены на термин польского происхождения - «Украина».
То, что для поляков было «Украина», для греческих епископов и для русского народа, который там жил, называлось «Малая Россия».
Тем не менее украинцами себя в прошлом малороссы не называли и говорить об украинском прошлом малороссов нельзя, так как история - это не взгляд современника на прошлое, а взгляд людей прошлого на самих себя.
Фундаментальная проблема советского и постсоветского образования заключается в исключении преподавания истории церкви из истории народа. Но надо понимать, что для русских людей, живших вне границ Московского государства, исповедание Православия было фактором их этнической самоидентификации. Православие в их восприятии - это вера отцов, русская вера.
Современным людям с этим можно не соглашаться (можно вообще в Бога не верить), но понимать и принимать - это не одно и то же.
Что касается греческих епископов, то человек принадлежит к тому народу, которому он служит (половина митрополитов «всея Руси» была греками) и греческие епископы ровно 700 лет, если включать год крещения и год выхода из-под юрисдикции Константинополя (с 988 по 1686 год), духовно окормляли вначале весь русский народ, а затем «малую его часть».
Отдельно повторяю для современной украинской молодёжи: термин «Малая Россия» (малороссы) - не украинский и даже не русский. Он - административно-церковный, греческого происхождения. Соответственно, малороссы - не «малость русские», они - просто русские.
Алексей ЭЛПИАДИС, Афины (Греция).