Российский МиГ совершил опасный манёвр, приблизившись менее чем на 20 метров к одному из двух норвежских многофункциональных лёгких истребителей четвёртого поколения F-16 «Fighting Falcon», посланных НАТО на перехват в международном воздушном пространстве к северу от побережья Норвегии. Норвежские ВВС опубликовали
видео, снятое из кабины своего пилота. На видео слышно, как пилот F-16 произоносит фразу "Что за *ёрт!" на норвежском языке.
Представитель Норвегии отказался называть дату инцидента, отметив, что такие случаи достаточно редки: «Самолеты могли столкнуться. На видео мы видим спонтанную реакцию пилота, его комментарий и маневр указывают, что это было нежелательно. Мы не знаем, было ли это ошибкой российского пилота или демонстрацией более агрессивного поведения русских».
В начале ноября главнокомандующий силами НАТО в Европе Филип Бридлав заявил о росте активности российских ВВС, подчеркнув, что российская авиация якобы использует более сложный боевой строй и большее число машин, а также залетает несколько дальше, чем обычно. В ответ Минобороны России неоднократно заявляло, что все полеты выполнялись и выполняются в строгом соответствии с международными правилами использования воздушного пространства над нейтральными водами, не нарушая границ других государств.
С какой целью выполняются подобные подлеты,
рассказал замначальника Летного испытательного центра, заслуженный летчик-испытатель, Герой России полковник Игорь Маликов:
- Игорь Иванович, насколько сложным был этот маневр? Какова должна быть квалификация летчиков?
- В этом нет ничего сложного. Так всегда было. За нейтральной линией все всегда друг к другу подходили. Единственное что - благоразумие летчиков не должно выходить за рамки безопасности полетов. Если у них есть хорошая квалификация, то все нормально. Чтобы определить точно, насколько близким был подход, надо иметь определенные средства. Норвежцы могут говорить о многом...
- Так это демонстрация или случайность?
- Да какая демонстрация! Я последние два года был на Баренцевом море. Их норвежские самолеты, «Орионы», проходили мимо индийского авианосца (крейсер «Викрамадитья», который строил «Севмаш» для Индии, проходил в Баренцевом море испытания). Наши ребята тут же их гоняли... Это просто юмор. К этому надо отнестись очень просто.
- Но норвежцы утверждают, что самолеты могли столкнуться, и русские проявили агрессивное поведение.
- Самолеты могут столкнуться всегда. Да какое там агрессивное поведение! Наш летчик прошел рядом. Ничего страшного в этом нет. Норвежцы что, в штаны написали, как мой внук в подгузники?
- Натовская авиация выполняет подобные маневры?
- Конечно. Могут мешать дозаправке наших самолетов в воздухе. Вы подходите, и мы подходим. Поэтому к этому делу надо относиться легко. Пусть не подходят близко к российским границам, иначе мы тоже будем близко подходить. В воздухе, тем более над нейтральными водами, подходить каждый имеет право на уровень своей квалификации. МиГ-31 - очень серьезная машина. Он не может держаться на малых скоростях. Он может пройти рядом на очень большой скорости. Другой самолет будет трястись от него. Пускай они не летают рядом с нами, и мы не будем летать рядом с ними.
- Подобные инциденты не должны повторяться?
- Россия - очень большая и серьезная держава. Мы будем там летать. Мы обязаны держать их, чтобы они не кочевряжились. То, что возросла активность российских ВВС - правильно. Будем летать, будем работать.