23 апреля я побывал волонтёром на лондонском марафоне. Мне уже приходилось раньше помогать на нескольких забегах, включая работу организатором, но тут был совсем другой масштаб и много нового опыта. Я подумал что это может быть интересно.
Наш клуб уже много лет поставляет волонтёров на марафон, причём последние несколько лет работы была на одной позиции - выдача багажа. Поскольку место старта и финиша разделяет несколько километров, то приёмом и выдачей занимаются разные команды. Принятый багаж грузят в фуры, которые приезжают в район финиша, где мы и выдаём вещи закончившим дистанцию.
За эту работу клуб получает два места в марафоне следующего года (мы разыгрываем эти места на рождественской вечеринке среди тех кому не повезло с лотереей) и кажется какие-то деньги. Сами волонтёры получают по фирменной марафонской ветровке, им обеспечивают завтрак и ланч. Но это точно не главное.
Эта работа занимает целый день. В 6.45 утра мы встретились около клуба - те кто волонтёрит (около тридцати человек) и те кто бежит (человек десять). Погрузились в автобус и поехали к месту старта в Гринвич, где высадили бегущих. Они выходили из автобуса, собирая high-five направо и налево с пожеланиями удачи вдогонку. Затем автобус отвёз нас в центр и высадил в районе Трафальгарской площади. Мы пошли в один из местных пабов на завтрак. Поскольку день впереди предстоял длинный, я не выпендривался и съел классику - full english breakfast. Затем прошли в сторону Молла в закрытую для публики finish area. Молл по большей части ещё пуст, до прихода фур образовывается затишье и его можно использовать для фотографирования.
Приходят люди и объясняют последовательность действий по обработке багажа. Поскольку многие из нашего клуба делали эту работу не раз - я особо не волнуюсь. Рассчитываю положиться на старших товарищей.
Наконец одна за одной подходят фуры с багажом. Всего их двадцать - два ряда по десять вдоль Молла. Наш клуб отвечает за две первые правые фуры если стоять лицом к Букингемскому дворцу (там - финиш). В каждой фуре - по две тысячи стандартных полиэтиленовых мешков с номерами, соответствующими номерам на груди участников марафона. Эти мешки - из starter packs, которые люди забрали вместе с номерами на экспо. На самом деле немного меньше двух тысяч поскольку не все сдают багаж.
Первый этап - нужно быстро разгрузить мешки и разложить их на земле по порядку номеров чтобы потом можно было быстро выдавать финишировавшим. Три человека залезают в фуру, пристегнувшись там страховочным тросом (требование health and safety), остальные принимают бросаемые сверху мешки и раскладывают их по порядку номеров под фурой. Некоторые мешки очень лёгкие - ветровка и бутылка люкозейда. Некоторые набиты под завязку одеждой, сменной обувью, массажными роликами. Я видел даже бутылку шампанского :)
Завязывается неофициальной внутриклубное соревнование между бригадами работающими на каждой из наших двух фур. Мы приходим к финишу первыми.
Вдоль рядов проходят полицейские с обнюхивающими мешки собаками - вероятно в рамках контр-террористических мер.
Минут через десять начинают появляться финишёры. Элиту мы не видим - они не сдают багаж в общей очереди, но люди начиная где-то с 2:30 - наши клиенты. У половины участников на груди номера синего цвета - они идут к другому ряду фур. "Красные" - к нам. Поскольку я работаю у первой фуры, то я уверенно могу утверждать что мимо меня прошла половина финишировавших в лондонском марафоне. Первые 20-30 минут поток ещё небольшой и есть возможность присмотреться к бегунам. Когда ещё будет возможность увидеть подряд несколько сотен человек, выбегающих марафон из трёх? Большинство выглядят как типичные быстрые марафонцы, но нередко попадаются и вполне мускулистые ребята. Встретив таких на старте я бы предположил что они мне не конкуренты - и ошибся бы.
Поток начинает нарастать. Обычно на выдаче багажа после забега образуется очередь когда участники называют номер и волонтёр уходит чтобы вернуться с их мешком. Нам так нельзя - занятый фурами и огороженный барьерами Молл становится довольно узким. Если образуется очередь - мы просто заблокируем проход для всё прибывающего потока финишировавших. Поэтому работаем следующим образом: два-три человека внимательно всматриваются в идущую к нам толпу, стараясь заранее (за 20-30 метров) выхватить взглядом участников с номерами из "нашей" фуры. Заметив такого, они громко кричат номер стоящим чуть позади между мешков - и те передают нужный мешок к ограждению. Часто марафонец ещё только поднимает глаза на номера на прикреплённом на фуре плакате - как ему в руки уже вкладывают его багаж. Очень приятно в таких случаях слышать слова благодарности пополам с удивлением. Не всегда процесс идёт так гладко - у кого-то номера закрыты накидками из фольги, кого-то просто блокируют другие участники. Но с главной задачей мы справляемся - затора у нашей фуры нет.
Монотонный процесс периодически разбавляют люди в интересных fancy dress. Навроде этого:
По факту марафонцев в костюмах меньше чем кажется когда смотришь телетрансляцию. Это неудивительно - их просто больше показывают.
Отдельное удовольствие - когда мимо проходят знакомые, включая бегунов из нашего клуба.
Работа не особенно тяжёлая, но в какой-то момент несколько часов на ногах с постоянным нагибанием за мешками начинают ощущаться. Но к этому моменту поток уже спадает. Мы остаёмся на точке примерно до половины шестого - дожидаемся нашей одноклубницы по имени Мари. Мари начала бегать совсем недавно, пробежала первую десятку в декабре, первый полумарафон - в феврале и вот в апреле бежит марафон. Дела у неё идут не очень хорошо, с середины дистанции она переходит на шаг и в итоге финиширует с результатом 7:30. Затем все грузятся в автобус и едут назад - на запланированные в местном пабе торжества.