Наш городишко находится меж двух огней - меж двух Городов -Героев - Новороссийска и Керчи, куда в несытные семидесятые местный люд ездил за продуктами. И Новороссийск и Керчь получили высокое звание в один день - 14 сентября 1973 года. Керчь, конечно же, для "баланса", а вот Новороссийск...
Почти 18 лет советский народ не мыслил своего существования "без батьки". Имя которого казалось вечным и неизменным. Имя, что вроде бы воспевалось на целой трети земного шара.
И у имени того была, конечно, славная предыстория и боевое прошлое, что непременно должно было быть художественно и мемориально зафиксировано и распространено.
Потому, к 1978 году спецкором газеты "Известия" Аркадием Сахниным и была написана первая часть
трилогии Имени и от имени Имени под названием "Малая Земля".
Суть той брошюры в том , что Леонид Ильич, будучи к началу 1943 года начальником политотдела 18-й армии и полковником, фактически осуществил перелом в Великой Отечественной Войне. Мощное идеологическое насаждение книг Брежнева в людях вызывало издёвку и рождение анекдотов по типу, что Верховный Главнокомандующий Иосиф Сталин отвечал Вице-адмиралу Октябрьскому, назначенному командующим этой операцией по освобождению на Северном Кавказе, на вопрос, мол, не пора ли начинать "освобождать" Малую Землю, так: " А что ты меня спрашиваешь? Вот у тебя в 18 армии есть политрук полковник Брежнев - у него и спрашивай!"
Я не смею оценивать действительную особенность и вклад этой военной операции в результаты войны, но факт есть факт - Новороссийск
с его Малой Землёй и , созданным на той территории ансамблем «Малая земля», входящим в состав мемориального комплекса, стали с середины семидесятых подлинной Меккой для ветеранов ВОВ.
Знаю это не понаслышке . К моему покойному отцу инвалиду войны, артиллерийскому капитану и также , принимавшему участие в освобождении Северного Кавказа, к каждому 9му мая несколько лет подряд приезжали однополчане с Астрахани и Львова. И я с ними катался по всем местам боевой славы. Поверьте, мемориальный комплекс с прилегающим к нему музеем боевой техники, это было нечто. Впечатляющее и помпезное. Леонид Ильич поднял-таки знамя Новороссийска на сверхвысоту.
А это значит - популярность, гранты, дополнительное обеспечение. А что ещё нужно было городу в небогатых 70-х? Так вот и в нашем городке, что - рыжие? Тоже захотелось пожировать и приобщиться к "воинской славе дедов и прадедов". И году в 1980, на горе Мыска ( потухшем грязевом вулкане) и бывшем весьма известном месте проведения российских соревнований по мотокроссу, начали строить
музей Военная Горка. И, скажу вам, к 1990 году переплюнули Новороссийский комплекс. Тот к тому времени после смерти Брежнева совсем захирел и перестал быть местом паломничества. Мёртвая величина никому не потребна, к тому ж осмеяна.
А Военная Горка строился "дёшево и сердито" - решили брать количеством, а не качеством. Навезли металлолома военной и не очень техники. Когда перевозили торпедный катер, едва не обрушили мост через Кубань. По сути - Военная Горка вовсе не является мемориальным комплексом , посвящённым великой Победе.Это так только издали кажется.Почти полностью он укомплектован экспонатами , являющимися списанной из советских военчастей техникой. Металлоломом, удачно прибранным к рукам бывшими угодливыми и тщеславными главами района.
И сейчас толпы икарусных отдыхающих азартно лазают по всем этим торпедам/пушкам/самолётам, резвятся , скачут и фотографируются. Бюджету прибавки никакой, но на имидж района влияет очень и очень. Это - "изюминка", а изюминка , известно, есть привлечение туристов и потенциальные деньги. Это "работает" в любой местности, и не важно чем она славна. Догоняй, Новороссийск! Угробил ты самостоятельно свою славу.
...Но, вот в 1981 году... О чём, собственно, мой пост, а всё вышеизложенное - мишура. В районном Дворце Культуры состоялось собрание с сотнями старшеклассников в зале.Был там и я . Это было судилище над тремя местными пацанами, которые имели наглость полазать по "горочному" говённому вертолёту. Им серьёзные и визгливые активисты срывали пионерские галстуки и "шили политику" - надругательство над святынями, над памятью отцов и дедов. И стояли те мальчики на позорной сцене,обоссавшиеся от ужаса и непоправимости, от шиканья и требований умереть от стыда. Подозреваю, что даже Николо Сакко напару с Бартоломью Ванцетти, глядя на это действо из могил, крестились и считали, что легко отделались. Таков был накал непритворной ненависти к трём шалунам , и такова была обстановка в больном тщеславием, ханжеством и подозрительностью СССР.
Мне, честно говоря, не очень много дела до умерших. Мне больше дела до живых. Хотя, можете упрекнуть меня в незрелости и недомыслии. Пользуюсь я в жизни формулой - "думайте больше о живых, мёртвым уже ничего не нужно".
Был я в прошлом сентябре в Копенгагене. Не стесняются в столице европейского государства поставить ветряки.Чтоб электроэнергия дармовая людям была. И деньги у них на это дело находятся. А у нас... на встречах с главою нашего города, я предлагаю ему план ветровой электрификации района. Дармовой и вечной , значит.Чтоб живым легче было. А предложение моё в том состоит, чтоб при отстутствии в бюджете денег, "на волне кризиса", продать всю технику с горки на металлолом. да поставить на том буйном месте ветряки. И в этом смысле "опыт Новороссийска" мне ближе.Вся нынешняя память о покойнике Леониде Ильиче в Новороссийске это единственный (!) в стране ему памятник , установленный в 2004 году.
А когда глумливое наплевательство над нуждами живых прикрывается благородными призывами и надуманными издевательскими идеями и когда благодетель держит насмешливый кукиш в кармане, уверяя, что именно так тебе несмышлёному и нужно... Нет, лично мне это не нужно.
Спасибо прочитавшим. Жизнь продолжается. Так же, как и тридцать лет назад.