или 10 способов сделать свою пресс-службу лучше
Наверное, я идеалист. Мне почему-то хочется, чтоб всё было на высшем уровне. Без фанатичности, конечно. Тут можно поспорить, что же является идеалом и что "лучше", что "хуже". Но моя личная формулировка в контексте темы, которую я собираюсь поднять, выглядит примерно так: "Максимальная полезность для общества, 100% функциональность, честность, с умом, по-человечески".
Так о чем я? Всё о том же, о своём неотразимом мире масс-медиа и информационном поле России-матушки. "Что в этот раз ему не понравилось?" - подумаете вы. И будете правы. Мне не нравится. На этот раз - работа пресс-служб и пресс-секретарей. Прикладывая свой теплый идеализм к этой холодной сфере, я чувствую, что примерзаю и отрывать будет больно.
Знаете, как пресс-слуги работают в зарубежных странах? Там человек, работающий с журналистами и отвечающий за контакт со СМИ - важная персона. Правая рука. Верный помощник и друг своего начальника/структуры. Без совета секретаря никто шага не сделает. А всё почему? Потому что народ буржуйский понимает, как важен авторитет в народе, понимает, что образ и молва народна формируется именно газетными страницами и телевизионными эфирами.
Как же у нас? Начнем с того, что до русских буквально недавно дошло - нужно заводить пресс-службы, или хотя бы ответственного за работу со СМИ. Отлично, допёрло, что называется. Но, как это обычно бывает, всё делается через одно не столь приятное место. В итоге мы получаем десятки напомаженных куриц, которые сидят по кабинетам и гордо несут на пышных грудях звание Пресс-секретаря. Дай бог, им кто-нибудь объяснил что нужно делать. Скорее всего это сделал сам начальник, который в силу непричастности к миру Медиа знает лишь о неких загадочных пресс-релизах.
В итоге мы получаем десятки напомаженных куриц, которые сидят по кабинетам и гордо несут на пышных грудях звание Пресс-секретаря. Дай бог, им кто-нибудь объяснил что нужно делать. Скорее всего это сделал сам начальник, который в силу непричастности к миру Медиа знает лишь о неких загадочных пресс-релизах.
Тут нужно вознести пару девственниц в жертву Гуглу и Яндексу - в поисковых машинах начинающие ПиаРщики могу нахапать какой-то информации про написание пресс-релизов и взаимодействии со СМИ. Вот и получается, что вся работа аппетитных свежеиспеченных повелителей информации сводится к изрыганию релизов и спамовой рассылки по газетам. Думаете, это действенно? Скажу вам - это отстойно. Это вызывает раздражение. Это отторгает журналистов, как плохопришитую кожу с жопы на голове.
Ах да, чуть не забыл: наши пресс-службы научились ещё делать пресс-конференции. Вернее так: наши пресс-службы делают попытки делать пресс-конференции. Судите сами: журналистов всего города могут собрать в тесном зале, рассадить, дать послушать, как начальники прочитают друг другу по бумажке пару отчетов, позволят задать вопрос и ласково пригласят на фуршет. Скукота смертная. Да, конечно каких-то фейерверков и развлекательной программы на обсуждениях серьёзных тем быть не должно изначально. Но просто интересно подать, подойти хоть немного нестандартно к самой технологии "пригласить журналюг-рассказать-отпустить" - нужно и можно.
Зачем? Затем, чтоб эти зачуханные журналисты по-доброму написали о работе депутата Пупкина, и о трудах департамента Голодранства. ( о том, как однобоко освещают события в нашем городе, я буду брюзжать позже).
Отдельно стоит сказать о процедуре общения с журналистами. Частенько бывает, что
"караси пера" сами обращаются в пресс-службы в поиске информации или комментария какого-либо специалиста. И, поверьте, порой осознавая, что мне придется иметь дело с какой-то пресс-слугой, я просто начинаю словесно блевать. Посудите сами: звонишь, а голос у секретаря такой, словно он не спал 5 ночей, завтра у него отпуск, и вообще сегодня сокращенный день, но нужно работать. Они откровенно не хотят работать! Ленятся! Такое чувство, что услышав на другом конце трубки журналиста, секретари думают: "Блядь, опять они! Достали!" Я уже молчу про то, что сотрудники пресс-служб ничего не знают. Многие начинают прикрывать своё незнание и неспособность сразу принять решение и найти ответ/специалиста, просят присылать письменный запрос (это вообще уже прошлый век). Думаю, такого в идеале быть не должно. Кто как не пресс-слуги должны быть заинтересованы, чтоб журналисты писали про деятельность их хозяина? Конечно, бывает, что прикормленные журналисты вспоминают суть своей профессии и начинают вынюхивать что-нибудь друнопахнущее. Но ведь никто не запрещает вытащить специально для таких ищеек вкусное информационную конфету, подсунуть что-то положительное - это в правилах информационной игры!
В заключении своего базара, позволю себе дать немного нравоучений по этому поводу. Советы скорее для работодателей, чем для пресс-служб (так как создание хорошего информационного пространства вокруг себя должно интересовать прежде всего руководителей).
1.) Не берите в пресс-службу людей с улицы и по критерию наличия сисек. Специалист по связям с общественностью должен иметь хотя бы какое-то гуманитарное образование, а лучше если он работал в журналистике. В таком случае обезьянку для распространения информации можно будет легко надрессировать под себя. (Принимая на работу можно задать единственный вопрос: "Что такое пострелиз?" - Если человек знает - +1 ему в возможность получить место).
2.) Пресс-служба должна не только работать с релизами. В их функционал должно входить: организация общественных мероприятий с участием своего Хозяина (не только пресс-конференции, но и всякая благотворительность и. т.п.), они должны заниматься корпоративным информационным полем - выпускать газету, выкладывать новости на сайт, просто общаться с людьми, чтоб "знать своих героев".
3.) Позвольте пресс-службе проникнуть во все дела организации, поделитесь с ними деталями, расскажите планы - пустите в свою голову. Так они смогут (если захотят) шагать в ногу со своим Хозяином и правильно рассказывать о вас СМИ. Сделайте своей правой, ну хоть левой рукой!
4.) Обучайте и долбайте этих застранцев. Заставляйте их креативить и работать 9 часов в сутки на рабочем месте (24 часа в сутки головой). Отправляйте на курсы, давайте денег на книги - там много полезного.
5.) Сделайте так, чтоб пресс-слуги сами вешались на шею журналистам. В лучшим случае им стоит найти общий язык с теми журналистами, которые специализируются на вашей теме, войдут в доверие и наладят контакт - это залог успеха.
6.) Дайте почувствовать им свою силу слова. Забитые и зашуганные пресс-службы поэтому и не хотят работать, так как не чувствуют своей необходимости, и важности.
7.) Выделяйте деньги на работу над своим авторитетом. Секретари смогут выжать кое-что используя только перо и бумагу, но без вложений в мероприятия, полиграфию, рекламу и т.д. - не обойтись.
8.) Привлекайте профессионалов - если у вас в штате нет хорошего фотографа, купите его на стороне. Не нужно просить от пресс-секретаря умения делать всё на свете (опять же он должен уметь больше, чем писание пресс-релиза и минет).
9.) Лично контролируйте процесс работы пресс-службы. Они частенько там занимаются хернёй.
10.) Платите зарплату пресс-слугам в зависимости от количества публикаций в СМИ и положительных откликов на мероприятия - это их вдохновит на работу.
Сейчас будет большой постскриптум.
P.S. Из всего вышесказанного может показаться, что я хочу иметь такие пресс-службы, которые будут на блюдечки приносить и разжевывать всю нужную информацию. Да, это так. "А как же работа журналиста, сами-то разленились!" - скажите вы. Спорить не буду. Но, согласитесь, преподнесение на блюдечке - это лучше, чем закрытость и полнейший "отсебяченный" бред на странцах газет.
Кроме того, совсем не просто абстрагироваться от официальных комментариев, попробовать найти подоплеку и остаться беспристрастным. Так что работы после получения нужных фактов - жопой жуй.
Наверное, я идеалист. И если бы всё было так, как я хочу - мир стал бы лучше. Скорее всего этого в ближайшее время не произойдет. Одна просьба и пожелание пресс-службам: пожалуйста, хоть сделайте вид, что вам всё это нужно, пожалуйста!