Прогулки по Осло-2...

Sep 06, 2007 21:48

Мы направимся в крепость Акерхус (или Акерхуз). Крепость была построена около 1300 года во времена датского владычества над Норвегией. Так датчане укрепляли свою власть в этих местах. В конце XVI века крепость была перестроена и превращена в ренессансный замок.
Мы прогулялись по крепости только снаружи, хотя при наличии времени можно осмотреть и помещения: здесь есть темницы с маленькими квадратными камерами для узников, банкетные залы и комнаты для приемов, а также действующая часовня, которая используется для различных торжественных Королевских церемоний и в которой похоронены несколько самых прославленных норвежских королей.



Крепость охраняется Королевскими гвардейцами - вот такими. На правой фотографии вы видите смену караула:







Во времена второй мировой войны крепость использовалась фашистами в качестве тюрьмы. А сейчас здесь находится музей истории норвежского Сопротивления. Норвежскому Сопротивлению есть чем гордиться - в 1943 году взрыв, организованный десантной группой и местным подпольем на военном химическом заводе, сорвал планы Гитлера по созданию ядерного оружия. Так что, если бы не норвежцы, еще не известно, чем бы закончилась Вторая Мировая война.
Показалось, что Норвегию отличает на редкость здоровое отношение к недавней истории, почти не испорченное модным ревизионизмом (возможно, отчасти оттого, что здесь не было коммунистической власти, и поэтому у Норвегии нет никаких особых счетов и претензий к нынешней России)
Страну освобождали с двух сторон: северную и часть восточной Норвегии освободили советские войска, юг страны - англичане. И всем благодарные норвежцы установили памятники.
Надпись на постаменте памятника погибшим советским воинам: "Норвегия благодарит вас".
В годы войны на территории Норвегии в лагерях для военнопленных и интернированных оказалось около сотни тысяч советских граждан. Около десяти тысяч погибли здесь. Но многие выжили (и многие влились в ряды местных партизан), в том числе и благодаря тому, что вот эти суровые фермеры с гор, рыбаки, мореходы, лесорубы с риском для жизни передавали в лагеря еду и теплую одежду. Сегодня дети и внуки тех фермеров, перебравшиеся в города, несут к памятникам свои цветы...

Ну а тут разные виды крепости Акерхуз:





































Это дите в крепости:







Со смотровой площадки крепости открывается вид на залив и Гавань:




А теперь из крепости мы спускаемся в Гавань. Какой же приморский город без Гавани и набережных?

Вот это наоборот - вид из Гавани на только что покинутую крепость:




А это сама Гавань. Катера и яхты в основном частные (грузовой порт - дальше, мы до него не доходим) - говорят, что на каждого жителя города, включая детей, приходится хотя бы по одному плавучему средству. То же самое верно и в масштабах всей страны - даже жители удаленных от побережья районов имеют хоть какую-нибудь собственную лодку или катер.







Это птицы в Гавани:




Это маяк в Гавани:




Это очередной образчик странной скульптуры в Гавани:





Отсюда на катере мы едем на Бюгдой - музейный полуостров.
Здесь находится зона отдыха и многочисленные дачи, включая дачу королевской семьи и королевскую ферму. Прямо по территории полуострова (напоминаю, что это черта города) бродят коровы и щиплют травку - продажа молока и молочных продуктов с собственной фермы является одной из статей дохода королевской семьи.
На полуострове несколько музеев, самый крупный - музей народных традиций и фольклора, что-то вроде этнографического музея или музея деревянного зодчества под открытым небом, напоминающий наши Кижи или Витославлицы. В этот музей мы не попали.

Здесь же находятся три небольших тематических музея, рассказывающих о том, как народ небольшой гордой страны на протяжении веков покорял моря и океаны...

И первый музейчик, куда мы отправимся - Музей кораблей викингов.
В музее находятся три подлинных килевых деревянных корабля викингов, которые в начале двадцатого века во время археологических раскопок были подняты с морского дна. Корабли построены в девятом веке и около тысячи лет пролежали на глинистом морском дне.
В музее довольно темно и тесновато, а корабли большие, поэтому толком сфотографировать не удается. Однако вот кое-что:

Это нос самого большого, ритуального корабля, служившего усыпальницей для конунга. Длина корабля - около 22 метров. Тело возлагали на корабль, на тот же корабль восходили желающие дружинники, слуги, складывалось оружие, вещи. И в таком виде все сооружение поджигали и опускали на морское дно. Такой целый и почти неповрежденный корабль - это огромная редкость, обычно если и находят при раскопках останки кораблей, то они все сильно попорчены огнем.




Вот это погребальная хижина, которую устанавливали непосредственно в центре корабля и в которую помещали тело:




А вот это уже нос не ритуального, а боевого корабля. Он чуть поменьше и, как видите, не так богато украшен - зато более практичен во время быстрого плавания.
Сейчас считается уже почти доказанным, что викинги в своих плаваниях достигли берегов Америки на пятьсот лет раньше, чем Колумб.
Во время битвы носы таких кораблей украшались резными деревянными головами драконов для устрашения врагов:




Вот это не весло, а корабельный руль:




Это фрагменты тех кораблей, которые помельче:







А теперь из тысячелетней древности перенесемся в события конца девятнадцатого - начала двадцатого века.
Легендарный "Фрам"...
Памятник человеческому мужеству и величию человеческого духа. Полярный корабль Нансена и Амундсена.










Теперь по нему ходят туристы.
... и играют дети. Какой же мальчишка откажется подержаться за штурвал прославленного полярного корабля?..







Здесь можно все смотреть и трогать, заглядывать в каюты, крутить механизмы...

... Вот это камбуз на "Фраме". Небольшой.




... Но если спуститься вниз, в машинное отделение - то и сейчас в низком помещении слышится гулкий шум волн и треск вечных льдов, трущихся о дно корабля...

Круглодонный "Фрам" был построен в 1892 году по индивидуальному проекту Нансена с таким расчетом, чтобы выдерживать длительное давление гигантских льдов. В 1893 году "Фрам" отправился в плавание к северному полюсу и продвинулся на 450 миль, но затем застрял. Нансен и один из членов экипажа двинулись дальше на собачьих упряжках.
Не имея возможности вернуться на корабль, вдвоем они зазимовали на земле Франца-Иосифа, жили в палатке из моржовых шкур, охотились на моржей и белых медведей. Тем временем "Фрам", затертый льдами, почти два года дрейфовал в Арктических широтах. Лишь в мае 1896 года Нансен со своим спутником встретили английскую экспедию и смогли вернуться на свой корабль.
Спустя пятнадцать лет Нансен передал свой корабль Руалу Амундсену, и тот же "Фрам" принес норвежскую экспедицию к берегам Антарктиди, откуда Амундсен начал свой победный путь в Южному Полюсу.

... Эти норвежские полярники были хорошими людьми. Вероятно, суровое ремесло научило их не только не бояться собственной смерти, но и бережно относиться к чужой жизни. Все помнят о том, что Амундсен покорил Южный полюс, но не все помнят о том, что спустя несколько лет Амундсен погиб, бросившись на выручку итальянской полярной экспедиции, потерпевшей аварию в районе Северного полюса.

Фритьоф Нансен. Ученый, мореплаватель, полярный исследователь, дипломат... и - Человек с большой буквы.




Авторитет Нансена после его полярных плаваний во многом способствовал "бескровной революции" в Норвегии - ее отделению от Швеции и провозглашению независимости.
Нансен же стал первым послом Норвегии в Великобритании.
Помощь Нансена и "нансеновские паспорта" помогли выжить миллионам беженцев и эмигрантов из России в годы революции и гражданской войны. И тот же самый Нансен, преодолевая бойкот многих стран и мирового сообщества по отношению к молодой Советской России, в начале двадцатых годов организовал помощь голодающим жителям Поволжья.
Он способствовал возвращению на родину после Первой мировой войны германских и австрийских военнопленных, он помогал армянским беженцам из Турции, он организовал обмен репатриантами между Турцией и Грецией...
... на счету этого высокого человека в буквальном смысле миллионы спасенных человеческих жизней.

А это уже - почти наша современность. Частный музей Тура Хейердала.

Вот это знаменитый плот "Кон-Тики", на котором в 1947 году Хейердал пересек Тихий океан от Перу до Полинезии.




"Жилое" помещение на Кон Тики:




А это - папирусная лодка "Ра-2", на которой в 1970 году было совершено путешествие через Атлантику от Марокко до Барбадоса:










Ну и напоследок - залис Осло-фьорда на полуострове Бюгдой. Вода здесь ярко-голубая, в отличие от более северных фьордов (где она чаще темно-серая, почти черная).




А это - документальное подтверждение тому, что я купалась в Осло-фьорде:




Отсюда мы покидаем Осло и едем через горный перевал, на север, к фьордам...
Previous post Next post
Up