Атмосферой навеяло. Вот у Хэлки Ровенион длинная дискуссия про образование - принудительное или заинтересованное?
http://rovenion.livejournal.com/1334997.htmlНу там уже 243 коммента, которые я прочесть, конечно, не в состоянии.
При этом пришло в голову вот что. Люди моего поколения читали "Дорога уходит вдаль" Бруштейн, и наверное помнят там такого еврейского мальчика, который очень хотел учиться и готовился сдать экзамены сразу за несколько классов экстерном, там подробно описывается, что ему приходится преодолевать ради того, чтобы добиться, получить возможность учиться. И таких мальчиков в конце 19 - начале 20 века сотни и тысячи. Для которых учиться, получить доступ к образованию - не только единственная возможность социального лифта, но и сама по себе величайшая в жизни ценность. И они готовы на любые труды и лишения ради того, чтобы собственной головой пробить эту стенку.
А я вот сейчас, например, читаю всякие исторические материалы для своей игры и тоже смотришь на некоторых персонажей, - никакого общего обязательного образования еще нет (даже начального, хотя что-то уже появляется); изначально простые работяги из низов, и с каким феерическим, невероятным по нынешним временам упорством люди тянутся к образованию и ухитряются его получать. То есть вот, например: Эжен Варлен, прудонист, один из лидеров французских секций Интернационала и будущий делегат Коммуны, изначально имел класса три начального образования где-то в деревне, потом отдан в учение к переплетчику. Стал рабочим-переплетчиков. В возрасте уже около 20 лет, работая в переплетной мастерской, идет учиться в какую-то вечернюю школу для взрослых, желающих продолжать образование (школа частная или полугосударственная, не очень понятно, но суть не в этом). Заканчивает эту школу с какой-то там медалью за лучшие успехи. И потом целыми ночами сидит над книжками, занимается самообразованием. То есть вот вы не сравнивайте современного рабочего - и тогдашние рабочие смены по 12-14 часов в день (хорошо, если не по 16) с единственным выходным и без всяких отпусков и прочих больничных. И поддержание элементарного домашнего хозяйства, которое в те времена тоже требовало гораздо больше времени и сил, чем сейчас (ежели в доме нет прислуги). И вот в этих условиях человек сидит после рабочей смены и ночами учит книжки. Потому что ему надо, черт возьми. А потом проходит 5-7 лет, попадаются всякие статьи и письма, которые пишет этот человек - и ты невольно обращаешь внимание на то, что это письмо хорошо образованного человека. И что сегодня порой человек с высшим образованием не пишет так, как вот этот self-made.
И вот таких, которые пробивают стенку собственной головой - их довольно много, в общем. То есть наверное не каждый первый, но кому очень надо - те тараном пробивают.
Там же попался любопытный эпизод в предсмертных записках Росселя (военного делегата), о котором я писала. Россель описывает, как он в какой-то момент беседует с делегатом коммуны Авриалем - еще одним прудонистом из рабочих, о котором Россель пишет с большой симпатией и уважением. И вот Россель расспрашивает своего приятеля про то, откуда он родом и где он учился, выясняет с интересом, что это такой же упорный самоучка - и видно, что для Росселя, который сам выходец из приличной семьи среднего класса, хорошо образованный человек, для него это такой параллельный мир, в который он вглядывается одновременно с симпатией, удивлением и некоторой опаской. И вот Россель проникается сочувствием и симпатией и восклицает - вот, дескать, какое у нас несправедливое общество, что заставляет так страдать таких от природы талантливых людей, и насколько же больше мог бы достичь этот рабочий при его таланте и упорстве, ели бы общество с самого начала предоставило ему возможности для развития.
А с другой стороны можно задуматься - а точно ли достиг бы еще большего? А может быть, имея изначально все возможности, воспринимал бы их как нечто само собой разумеющееся и вовсе не желал бы прыгнуть выше головы? А много ли таких сейчас, которые пробивают головой стенку? Даже самая плохая сегодняшняя средняя школа худо-бедно дает какое-то базовое образование. И многие уже совершенно не представляют себе, что образование - это та ценность, за которую можно бороться зубами и когтями. Чего там, писать и читать, наверное, и так научат. Обязаны ведь.
Даже вот я вспоминаю французский фильм "Класс" ("Между стен"), про который писала года три назад - и там описана типичная ситуация современного образования: класс на городской окраине, детки-подростки в основном из иммигрантских семей и прочих социальных низов. Французское государство вроде бы честно пытается им ДАТЬ. А они - не могут, не хотят, не готовы ВЗЯТЬ?
Получается как-то так. Хотят взять тогда, когда не дают. И некоторые разбиваются в лепешку - но берут.
Но сколько таких, которым не хватило силы воли, упорства, здоровья, удачи в конце концов, чтобы взять? Кто-то ведь скажет - значит, им было и не надо. Но мы этого тоже не знаем. Наверняка таких, которым было надо, было больше тех, которые сумели взять.
Но когда лежит в свободном доступе - уже не очень-то и надо.
Дилемма, кажется, из числа вечных?
(На всякий случай я не противник всеобщего образования, я считаю, что это величайшее достижение. Но мысль о том, что такое заинтересованность в учебе в наши дни - она все равно приходит в голову).