Братство от Чили до Монголии...

Oct 24, 2015 22:30

Я уже говорила, что история Общества филоматов и дальнейшие судьбы его членов - это сама по себе одна из самых удивительных историй, на несколько многотомных романов. Этих людей раскидало по всему свету, переплеты судеб необыкновенные - и почти везде эти люди оказывались активны, талантливы, деятельны и позитивны. Для начала, чтобы можно было посмотреть это удивительное разнообразие, просто выложу портреты основных известных членов и совсем краткие справки.

Итак, дети Виленского университета...

Томаш Зан (1796-1851), основатель Общества филоматов и филаретов, выпускник физико-математического факультета. С 1824 по 1841 год в ссылке в Оренбурге. В ссылке активно занимался этнографическими исследованиями, участвовал в экспедициях, служил в Оренбургской пограничной комиссии. Основатель и смотритель первого в Оренбургском крае публичного этнографического и краеведческого музея, существующего по сей день.



Онуфры Петрашкевич (1793-1863), выпускник физико-математического факультета, хранитель архива филоматов. Выслан в Москву, служил библиотекарем при Московском университете, повторно арестован по делу кружка Сунгурова, в ссылке в Тобольске с 1832 по 1860 год. В Тобольске активно занимался организацией помощи другим ссыльным, заведовал передвижной ссыльной библиотекой, впоследствии служил в канцелярии Тобольского губернатора. См.о нем подробнее здесь: http://naiwen.livejournal.com/1254896.html



Адам Мицкевич (1798-1855). Без комментариев.



Ян Чечот (1796-1847). После процесса филоматов несколько лет провел в ссылке в Оренбурге, Уфе и затем Твери, в 1841 году вернулся на родину. Фольклорист и этнограф, собиратель белорусского фольклора, впервые опубликовал 957 народных песен. Одним из первых в девятнадцатом веке сам начал писать стихи на белорусском языке.



Игнаций Домейко (1802-1889), выпускник физико-математического факультета. Человек удивительной судьбы - после Ноябрьского восстания оказался в эмиграции сначала в Париже, а затем в Чили, где стал крупным ученым и общественным деятелем, геологом, географом, этнографом, многолетним ректором университета в Сантьяго. Очень много сделал для развития науки, культуры и образования в Чили, где до сих пор почитается за национального героя. Прожил долгую жизнь, сохраняя ясный ум, работоспособность и редкое жизнелюбие. См. подробнее: http://naiwen.livejournal.com/418589.html



Михал Рукевич (Михаил Иванович Рукевич) (1796-1841), выпускник юридического факультета. После разгрома Общества филоматов основал в Белостоке новое тайное Общество военных друзей, из офицеров Литовского корпуса и штатских лиц, уцелевших после суда. Общество организовало выступление Литовского конно-пионерного батальона, пытавшегося сорвать переприсягу Николаю I и выступить с требованиями, аналогичными требованиям восставших декабристов в Петербурге. Приговорен к смертной казни, замененной 20 годами каторги, отправлен в Сибирь по канату пешим этапом. Каторгу отбывал вместе с декабристами в Чите и Петровском заводе, затем на поселении в Иркутской губернии, где стал успешным сельским хозяином. Умер в ссылке.



Юзеф Ковалевский (Осип Михайлович Ковалевский) (1800-1878), выпускник филологического отделения. Отправлен в "мягкую ссылку" в Казанский университет для изучения восточных языков. Стал крупнейшим ученым-лингвистом, монголоведом и востоковедом, участвовал в экспедициях, много лет жил в Монголии, Китае и Забайкалье, составитель первых научных монгольских словарей и учебников монгольского языка. Впоследствии многолетний ректор Казанского университета. См. о нем подробнее: http://naiwen.livejournal.com/1250443.html



Михал Волович (1806-1833), один из самых молодых филоматов и одна из самых трагических судеб. В эмиграции после Ноябрьского восстания. Принял участие в так называемой партизанской экспедиции Заливского, тайно перешел границу Российской империи и на родине в Гродненской губернии и организовал партизанский отряд из местных крестьян для новой борьбы, провозглашая вольность и отмену крепостного права. Схвачен с оружием в руках, попытался покончить с собой, но пистолет дал осечку. Повешен в Гродно по приказанию Михаила Николаевича Муравьева, тогдашнего Гродненского губернатора. На рисунке Волович слева:



Александр Ходзько (1804-1891), был выслан в Петербург, где учился в Институте востоковедения. Служил российским дипломатом, консул Российской империи в Персии. Позднее жил в эмиграции во Франции, многолетний профессор славянской литературы в Коллеж де Франс, поэт, переводчик персидских и греческих авторов.



Францишек Малевский (1800-1870), сын ректор Виленского университета, выпускник юридического факультета, один из основателей Общества филоматов. Выслан в Петербург. В дальнейшем сделал успешную карьеру в Петербурге в Министерстве юстиции, занимался кодификацией законодательства, один из ближайших сподвижников Сперанского. В течение многих лет был совладельцем и редактором газеты "Tygodnik Petersburgski" - единственной газеты, издававшейся в столице империи на польском языке.



Антоний Эдвард Одынец (1804-1885), выпускник юридического факультета. В дальнейшем известный польский поэт и переводчик, в частности переводил поэзию Пушкина на польский язык. В Вильно в 1840-1859 был редактором газеты на русском и польском языках «Виленский вестник = Kurier Wileński».



Такое вот удивительное разнообразие. Яркие люди, яркие судьбы.
И еще многие другие. Это без учета гимназических кружков, вроде "Черных братьев", где тоже были удивительные судьбы (я писала про историю Яна Виткевича и историю Алоизия Песляка)

декабристы и их время

Previous post Next post
Up