Продолжение истории семьи Высоцких, начало см.:
http://naiwen.livejournal.com/1216124.html ...Итак, в 1863 году Константин Николаевич Высоцкий - сын (возможно, приемный) ссыльного Яна Высоцкого вышел в отставку. В эти годы он создает в Тюмени литературный кружок последователей Чернышевского: участники читали журналы «Современник» и «Отечественные записки», обсуждали произведения Чернышевского, Толстого, Тургенева. Вскоре, однако, кружок был запрещен полицией как «нигилистический».
Впрочем, через некоторое время бывший сын нищего политического ссыльного занялся предпринимательством и разбогател.
В 1866 году Высоцкий открыл первую в Тюмени фотомастерскую, в 1867 году - первую литографию. В 1869 году он открыл типографию- тоже первую в городе и первую частную типографию в Тобольской губернии. В типографии было четыре печатных станка, в ней работало до полутора десятков человек. Первой книгой, которую издал Высоцкий, была 14-страничная брошюра «Устав приказчичьего клуба в городе Тюмени». В дальнейшем он издавал книги по истории, романы, карты, справочники, учебные пособия, отчёты и уставы благотворительных обществ. В 1871 году прошла публичная выставка сельского хозяйства и промыслов Тюменского округа Тобольской губернии. За представленные на ней экспонаты Высоцкий был награждён похвальным листом министерства финансов.
Константин Николаевич Высоцкий (ок.1835-1887) - сын ссыльного Яна Высоцкого, тюменский купец, книгоиздатель, меценат
В 1872 году Высоцкий вместе с купцом Николаем Чукмалдиным написал «Записку о плавании по реке Type пароходов и о направлении предполагаемой железной дороги». Авторы доказывали, что железная дорога должна проходить через Тюмень. Одним из изданий типографии Высоцкого стали книги и альбомы писателя и художника
Михаила Знаменского - автора известных воспоминаний о декабристах, вместе с которыми семья Знаменских жила ранее в Тобольске и Ялуторовске. После издания этих книг за Высоцким был установлен полицейский надзор.
В 1879 году Высоцкий издавал первую в Тобольской губернии частную газету «Сибирский листок объявлений». Газета выходила еженедельно с 5 января по 28 декабря. Её авторами были тюменцы: купцы Чукмалдин и Василий Иванович Князев, художник Иван Калганов. Газета проходила двойную предварительную цензуру - в Казани и в Тобольске - и закрылась из-за убытков.
Николай Мартемьянович Чукмалдин - тюменский купец и просветитель, основатель публичной библиотеки в Тюмени, друг и сотрудник К.Н.Высоцкого
Константин Высоцкий умер в 1887 году и был похоронен на тюменском Текутьевском кладбище. Современники называли издателя «тюменским гением» и «ходячей гуманностью». Сын Высоцкого,
Николай Константинович Высоцкий - известный русский, впоследствии советский геолог, составитель геологической карты Урала; в честь него назван минерал высоцкит.
Николай Константинович Высоцкий (1864-1932) - русский и советский геолог, сын Константина Николаевича Высоцкого, внук ссыльного Яна Высоцкого
Дочь Людмила получила в наследство типографию и продолжала дело отца, но в 1909 году продала типографию издателю Алексею Афромееву. Вторая же дочь, Мария вышла замуж за купца Василия Князева - человека широких взглядов и культурных запросов, в шестидесятые годы входившего в литературный кружок Высоцкого. В 1887 году у Василия и Марии Князевых родился сын - Василий Васильевич Князев, внук Константина Высоцкого и правнук Яна Высоцкого.
… Василий Князев-младший рано потерял родителей и воспитывался в семье своей тети, Людмилы Константиновны Высоцкой, в то время владевшей типографией своего отца. Василий учился в гимназии в Екатеринбурге, а после в 1904-1905 - в земской учительской семинарии в Санкт-Петербурге, откуда был исключён за «политику» (о своем участии в революционных событиях того времени Князев рассказал в воспоминаниях «1905 год»)
С 1905 начал активно публиковаться в различных сатирических журналах. Молодой поэт выступал под десятками разных псевдонимов: К.Н.Язев, Буревестник, Одинокий Буревестник, В.Серый, Смиренный Василий и другими. В своих стихах Князев высмеивал царских генералов и финансовых деятелей, издевался над царским министром С.Ю.Витте, разоблачал руководителей "черной сотни", обрушивался за непоследовательность на кадетов и октябристов. В политическом отношении произведения Князева 1905-1906 годов весьма остры, но художественные их достоинства довольно скромны.
Самое известное стихотворение Князева этих лет -
Народный марш" ("По фабрикам душным, по тюрьмам холодным..."), ставший впоследствии (на музыку Е.Мурденгофа) популярной песней рабочих.
Василий Васильевич Князев (1887-1937) - русский и советский поэт, внук тюменского книгоиздателя К.Н.Высоцкого, правнук политического ссыльного Яна Высоцкого
С наступлением реакции революционность Князева постепенно улетучивалась. Из оппозиционных сатирических журналов Князев перешел в юмористический "Будильник", в мещанскую "Ниву". Подобно многим тогдашним литераторам, он пытался уйти от социальных проблем в "чистое" творчество. С 1908 года поэт начал сотрудничать в "Сатириконе".
В 1911-1912 годах Князев изредка печатался в большевистских изданиях. Несколько его стихотворений было опубликовано в "Правде". Итогом дореволюционного творчества Князева стала книга "Двуногие без перьев" (1914), вышедшая в "Библиотеке "Сатирикона". В дальнейшем Князев ухитрился своими сатирами поссориться и с деятелями «Сатирикона» (Аверченко и др.), и с марксистской прессой; поэт оказался между враждующими лагерями: нигде его не хотели признавать за своего. Вскоре он становится постоянным сотрудником умеренно либеральной газеты "День", где из номера в номер ведет "Маленький фельетон". Другим видом литературной работы Князева для газеты были помещенные в ней "Песни города". В них раскрывается тема Петрограда - "проклятого города", задушившего в своих объятиях беспомощных людей.
После Октябрьской революции Князев перешел на сторону большевиков. Он познакомился с А. В. Луначарским, начал сотрудничать в "Красной газете" В. Володарского. В январе 1918 года "Красная газета" сообщила о желании "бывшего сотрудника буржуазной прессы Князева отдать свой талант на служение народу". Как отмечали в печати, «Князев первый вышел из рядов буржуазной печати и стал под красное знамя». "Пусть же его стих,- говорилось в статье "Интеллигенция и народ", - довершает победу восставшего народа, пусть поэт станет рядом с народным трибуном, с солдатом революции, с строителем новой жизни". ("Красная газета", 1918, 29 января). В «Красной газете» ежедневно появлялись стихи «Красного звонаря», песни «Красного поэта», беседы «деда Нефеда», фельетоны «Софронова внука из Великих Лук» (многочисленные новые псевдонимы Князева). Князев печатался также в газетах «Петроградская правда», «Северная коммуна», в сатирических журналах «Красный дьявол», «Гильотина», журналах «Красноармеец», «Красный командир» и др. Тогда же редактировал журнал «Красная колокольня», руководил стихотворным отделом «Красной газеты», выступал на митингах, участвовал в агитпоездках на фронт, там организовал фронтовую газету и «окопный театр».
За два года Князев пишет множество стихов и песен, в том числе знаменитую «Песню коммуны" - одну из любимых песен Ленина в этот период. На многолюдных митингах восторженно повторяли ее рефрен: «Никогда, никогда, никогда, никогда коммунары не будут рабами!»
Окончание:
http://naiwen.livejournal.com/1217453.html