Оказывается, у меня не дописана позапрошлогодняя Бессарабия. Придется срочно исправляться, и начну я со Старого Орхея.
Этот историко-археологический заповедник находится недалеко от Кишинева и добраться до него можно без проблем как на общественном транспорте, так и на собственном. Но тем, кто ожидает увидеть какие-то древние сооружения, делать там нечего - от самых разных культур, оставивших следы в каньоне, над землей не осталось практически ничего.
Зато порадуются увлекающиеся археологией - в единственном зале местного музея отличная экспозиция предметов, найденных при раскопках. Я туда зашла, но куда больше меня интересовали скальные монастыри и красивые виды.
В Старый Орхей мы поехали утром, чтобы во второй половине дня успеть в приднестровские монастыри. Но наверно, это была ошибка, потому что довольно густая влажная дымка размыла роскошную панораму. Быстро поднявшееся солнце избавило от размытости, но создало новую проблему - всё стало плоским. Короче, для нормальных съемок туда надо отправляться или вечером, или вообще в холодное время года.
Процитирую старенькую книжку "По Молдавии" из советской "желтой" серии.
"Дорога от столицы к заповеднику идет по магистральному шоссе на север. Километрах в десяти от города Оргеева она сворачивает направо; Миновав села Иванчу и Бранешты, полого поднимается вверх и выходит на обширное плато. Еще немного пути, и широкое плоскогорье внезапно разрывается огромной котловиной. Перед нами гигантская чаша со скалистыми откосами, очерченными понизу серебристой излучиной Реута. За рекой слева от спуска в котловину кучной группой утопающих в зелени хат лежит село Требужены, дальше справа - Бутучены. На покатом днище чаши, образующем в излучине реки своеобразный мыс, находится собственно территория Старого Орхея.
Местность эта поражает необычной своей красотой. Она будто вобрала все самое величественное и романтическое в природе Молдавии. Река здесь резко извилиста, берега достигают большой высоты. Устрашающе крутые, они порой становятся отвесными, ограждая реку стеной, рассеченной горизонтальными пластами геологических образований. Кое-где над склонами поросших кустарником осыпей встают причудливые каменные глыбы. Местами же пласты породы нависают огромными козырьками, отпугивая белесыми гранями совсем еще свежих сколов."
Известняк на ярком полуденном солнце просто слепит глаза, особенно при недостаточном количестве зелени (мы были в конце апреля). Но каньон и впрямь поразительно красив.
Что интересно, зоны археологических раскопок соседствуют с жилыми домами и люди обрабатывают клочки земли совсем рядом с заповедной территорией; на скальном мысу действует небольшой православный скит, и никто не мешает друг другу. С нижнего отрезка дороги это выглядит так: от обочины до реки протянулись делянки с виноградом, фруктовыми деревцами и прочим (не знаю, что там еще сажают), и за Реутом - отвесная скала с выдолбленными в ней монастырскими норами. Церковь на самом верху, а по противоположному пологому склону, не видному из-за гребня, разбросаны хаты села Бутучены.
Люди живут в этом месте с незапамятных времен, на горах сохранились остатки гето-дакской крепости первых веков до н.э. В истории же города Орхея обычно выделяют три периода, первый - с XIII в. до монгольского нашествия, когда поселение процветало благодаря выгодному расположению на водном торговом пути. Тот Орхей был деревянным острогом, типа древнерусских - в средневековье вокруг еще росли густые леса, поставлявшие обильный материал для строительства, да и населяли местность, как считается, преимущественно славяне. От этого периода осталась выставленная в музее керамика.
В середине XIV века крепость разгромили татары. Они пробыли на Реуте недолго, но построили каменные здания, от которых до нас дошли развалины или вовсе фундаменты.
Третий период истории Орхея начался после разгрома татар, в 1360-х гг. Тогда уже смешанное молдавско-славянское население начало восстановление разрушенного города. К концу столетия он сделался одним из восточных форпостов Молдавского княжества и был окружен кольцом земляных укреплений. В XV в. была выстроена и небольшая каменная крепость, а также другие сооружения из камня - но и они не пережили последующие века.
Угасание города началось в 1484 году, когда турки захватили молдавский Белгород-Днестровский и перекрыли главный торговый путь в Причерноморье. Позже Орхей, как и всю страну, разоряли крымские татары, и в конце концов бежавшие жители осели неподалеку, во вновь основанном городе, взявшем имя старого. В современном Орхее, он же уездный Оргеев, смотреть, как считается, нечего, поскольку его почти полностью уничтожили во время 2МВ.
Но в Старом Орхее люди все же остались; хотя небольшое поселение на месте крепости довольно быстро исчезло, в скалах существовали монашеские скиты, использовавшие и расширявшие еще дохристианские пещеры. Старейший из них находится рядом с селом Бутучены, но первоначально попасть в него можно было только со стороны Реута, поднявшись по вырубленным в скале ступеням.
Потом случился сильный обвал и скит был заброшен. В начале XIX в., уже после присоединения Бессарабии к Российской империи, жители села, не имевшие своей церкви, решили восстановить скальную и пробили к ней туннель от Бутучен.
Позже над входом построили колокольню, а в 1915 г. неподалеку все же возвели каменную церковь, после чего скальный храм снова стал не нужен. Уже в 1996 г. на базе этого самого храма Успения Богородицы , вновь действующего, основан Свято-Успенский Бутученский мужской скит.
Проход к уступу над рекой возможен только через этот туннель и церковь; внутри снимать, вроде, нельзя - сейчас уже не вспомню, но почему-то ведь я не сделала ни одного кадра церковного интерьера, только втихаря и кое-как сняла кельи (давно нежилые) на телефон.
Поскольку скит принадлежит РПЦ, женщин просят надевать юбки и платки - впрочем, все это предоставляется на месте. В церкви службы не было, только находился один монах, выглядящий совсем древним. Сначала он разговаривал с другими посетителями, а когда те ушли и только мы ходили туда-сюда, прислонился к дверному проему и стал тихо читать какую-то толстую растрепанную книгу. Так мне и запомнился этот скит: скальная церковь, в проеме видны разноцветные прямоугольники земли внизу, и невысокий седой человек в черном бормочет едва слышно.
Неподалеку находятся и другие скальные комплексы, но я туда не пошла. А вот дома немного поразглядывала. Молдавские села на вид небогаты; такие трехэтажные терема, как в Закарпатье и некоторых других западноукраинских районах, встречаются редко. Но голубые домики с характерной галереей смотрятся очень приятно.
Опять процитирую желтенькую книжку: "Теперь сельские каменные строения с резным декором получили распространение во многих районах республики. Однако названный очаг этого искусства в центральной Молдавии, где оно возникло и сформировалось (т.е. села, расположенные по Реуту и поодаль от реки), обладает наиболее примечательными образцами. (...) Развитие крестьянского каменного зодчества в этом крае связано с изобилием известняка-ракушечника." После того, как в начале XIX века увеличилась добыча камня для городского строительства, его начали применять и для постройки сельских сооружений. Поэтому первые крестьянские дома из ракушечника, называющегося котелец, стали появляться в ближних к карьерам селах, и прежде всего в орхейской округе. Из ракушечника делают и хозпостройки в усадьбах, а также воротные столбы, которые потом ярко раскрашивают (вместе с воротами и заборами).
А еще повсюду в селах и вдоль дорог встречаются распятия. На бутученском кладбище стоит вот такое, с деревянной скульптурой Христа, убранной под стекло:
Говорят, до сих пор в молдавских селах можно увидеть старинные деревянные распятия, относящиеся к XIX веку, но мне такие не попадались. Материал у современных крестов разный, от того же известняка до простой жести. Тип единый - посередине Христос, с двух сторон Богородица и Мария Магдалина (или кто-нибудь еще), вся композиция накрыта полукруглой крышей. Могут добавляться ангелы и орудия пытки Иисуса, как в Бутученах; или чаша страдания, а также петушок на крыше, как в селе с забытым мной названием:
Часто такие распятия сопровождают придорожные колодцы, которых в Молдове оказалось неожиданно много. О колодцах я напишу в следующем посте.