начало
здесь.
Итак, гномы начинают своей отвлекающей атакой судьбоносную баталию всей долгой войны. Многочисленные отряды воинов и мстителей двинулись вперёд. В рядах конфликтующих армий загорелись мистическим светом посохи магов Азур и жезлы их гномьих коллег-конкурентов (правда, в основном спецэффектами всё и обошлось - попытки магических атак чаще всего успешно гасились, расы в этом плане достаточно продвинутые).
Зато неожиданно мощно показали себя метательные машины. Гномьи камнемёты, к примеру, накрыли первым же залпом один из отрядов в центре, вынесли более сотни бойцов и даже ранили лорда-командующего армией (на редкость удачный бросок - чтобы зацепить персонажа в отряде, надо 1)сначала выкинуть шестёрку, 2)потом пострадавший должен провалить тест на риск, 3) потом спасбросок - которые у хаёвского лорда вполне приличные). Эльфы отвечали лишь чуть менее эффективно, хотя и не смогли дать залп зачарованными боеприпасами (честно пытались). Застрельщики - «тени» эльфов и разведчики Дави - сцепились неожиданно кроваво, но безрезультатно. Мстители (единственный отряд гномьей пехоты, кто массово юзает мечи, за их большую скорость атаки, удобство против вражеских пешцев, ну, и как знак того, что противник недостоин смерти от честного топора или молота) не смогли проломить строй копейщиков, но более чем отыгрались в рукопашной. Впрочем, их противник устоял - зато дрогнул и дезорганизован отряд на противоположном фланге.
Тут первый раз за бой (и пока не вполне удачно) сыграла "Иллюзия превосходства". Потенциально мощный магический эффект - и основная (пока) причина юзать иллюзиониста как боевого мага. Базовый, и сравнительно легко накладываемый эффект - по итогам удачной для своего отряда стычки он получает превосходство, и противник кидает тест с соответствующим штрафом. Что, я вам по опыту скажу, уже не кисло. А более мощная разновидность, более сложная для каста - позволяет даже в проигранной стычке заставить противника кидать тест со штрафом, как если бы он стычку ощутимо продул... Возможно, даже слишком мощная штука. Но должен же высокоуровневый иллюзионист уметь наводить сложные иллюзии. Тем более, что в данном конкретном сражении, когда бьются отряды с заоблачными показателями Боеспособности, тесты не так страшны. Полагаю, что против людей будет жёстче, а против гоблинов каких и подавно.
Стая гигантских орлов попыталась, безрезультатно, выманивать огонь металок на себя (1. да, отряды небольших летунов это умеют, наравне с лёгкой конницей и 2. ну, идея была изначально малоудачная - заставить гномов кидать тест на Дисциплину? а смысл?). Но грифонам не повезло больше. Играя в уорхаммеровский сценарий, мы взяли ГВшных гриффнов, то есть огромных тварей-гигантов, с точки зрения правил (а не сравнительно небольших, с крупного льва с крыльями, грифонов мира Л.). Так вот, сначала они даже на небольшой стрелковой атаке отряда гномов умудрились на встречном залпе получить рану, а потом и вовсе потерять одного монстра в попытке атаковать гномов в центре.
Игрок за хаёв явно рассчитывал на монстров и стоящую в резерве на флангах в двух тактических полках конницу (рыцари-SH, если я правильно понимаю - драконьи принцы в этот период ещё сражались верхом на драконах, а не в конном строю). Грифоны себя явно показывают слабо - если урон ещё нормальный, то вот защита... Уже на третий ход гибнет второй монстр.
В целом, стороны ожесточённо бодаются несколько ходов. Как и положено в Войне бороды, оба противника показывают себя (как правило) достойно и не уступают оппоненту. Гномы и были задуманы как кандидат №1 на звание «лучшая тяжёлая пехота в мире». Азур же у ГВ заявлены как элитнейшая армия, и при переносе статсов, в общем, вышло неслабо (наверное, даже с перебором). Стороны бьются вровень... и вот в этом проблема - отряды эльфов набирают штрафы куда быстрее гномьих (первых изначально меньше на треть, и это число поделено на 6 линейных отрядов, против четырёх).
К концу четвёртого хода героически сражающийся с мстителями отряд копейщиков опять отбрасывает своего противника (и даже легко ранен персонаж в отряде), но сразу начинает пятиться, провалив тест на потери. Их меняют в линии «серебряные шлемы», которые немедленно бросаются в атаку. Мечи против конницы не лучший выбор, броски ещё хуже - мстители не просто проиграли 120 к 20, но и дезорганизованы (соберутся). Убит маг в отряде в центре слева, неудачно оказавшийся на краткое время на дистанции взмаха двуручного топора. Проигранная стычка выправлена за счёт иллюзиониста, но гномы выстояли тест. Пользуясь проседанием магической защиты, гномий чародей впервые продавливает - причём сильнейшее - ударное заклинание и сносит сразу под сотню ушастых.
«Шлемы» вновь выигрывают, в основном за счёт ланц, но мстители стоят как вкопанные. Потерявший персонажа отряд копейщиков Азур в центре валит тест на потери и начинает отходить в тыл...
Вот так, прозаично и скучно, бой почти закончился... весьма драматичной ситуацией. В центре у хаёв стоит теперь один-единственный отряд, сильно потрёпанный, и ход переходит к гномам. Которые, соответственно, имеют шанс сломать противника в центре и вытянуть умеренную победы.
Первую стычку гномы даже проигрывают. Во втором в ближнем бою они еле вытягивают на одном кубе преимущество, всё решает бросок в рукопашной...
Гномы - семь удачных бросков, у противника Защита 3 (большие щиты хороши в ближнем бою, но бесполезны в рукопашной).
Эльфы - шесть и пять, соответственно.
Важнейший бросок на результат, разумеется, пытается вмешаться иллюзионист (отбит). Шестёрка, Азур стоят, потерь на новый тест уже с -2 не набрали, в общем - «не взлетело».
Ничья... Оф сортс. Потери островитян без малого 3,5 тысяч, половина убитых и тяжелораненых, четверть (870) оклемается и вернётся в строй почти сразу. Подгорные армии лишились 2830 комбатантов (минус обычная +- четверть, т.е. 2120). При общем и местном численном перевесе Дави исход боя скорее в их пользу.
Второе сражение
Out of the trenches the stormtroopers rise(C)
Как уже писал, во второй бой гномы неожиданно направили ударные силы. На сей раз в центре боевого построения стоят две мощные колонны штурмовой пехоты - гномьи профессиональные бойцы, которые первыми идут и на приступ укреплений, и в занятые всякой монстрой подземные ходы, ну, и на поверхности тоже отличаются. Закованы в лучшие, массового (но при этом гномьего) производства доспехи, вооружены до зубов, владеют многими приёмами, не всегда «чистыми», и отличаются даже по меркам своего народа отвагой, решительностью и спокойным отношением к потерям.
Практически во всех мирах, где есть гномы, авторы обычно отмечают, что те хотя и низкорослые, но при должной мотивации двигаются вполне резво. Так и вышло на поле к югу от Тор-Алесси. Две максимальной численности ударные колонны, прикрывшись щитами от стрел, рысью проходят разделяющее противников расстояние и как пара наковален обрушивается на центр эльфийской линии. За несколько секунд до столкновения стена щитов (в движении!) дрогнула, разошлась на «щитаные» (pun intended) секунды, и в противника полетел град алхимических бомб и коротких стрелок из многозарядных арбалетов.
Нельзя сказать, что оппонент у них был прямо «мальчик для битья». Эльфы проявили с лучшей стороны и дисциплину, и грацию своего народа. Новые бойцы (если нужно, прыжком, через трупы и раненых) кидались в пробитые в строю дыры, вновь и вновь смыкая критически важную в такой ситуации стену щитов. Тем не менее, размен потерь - при двукратном перевесе Дави - прозрачно намекал на скорый разгром центра. Фокус боя быстро сместился именно сюда, Азур бросали навстречу бронированному тарану противника всё, что могли, чтобы хоть как-то его замедлить, приостановить - а главное, оттянуть максимальное число атак (особенно в рукопашной) от с трудом удерживающих позиции копейных построений. В ход шла магия (в основном отбиваемая), мечники Хоэта и Львы самоотверженно бросались в атаки поддержки (и первые уже за три, вторые за четыре хода были выведены в тыл, т.к. потеряли половину состава), пикировали фениксы (один почти сразу «срезан» стрельбой, под руной мщения, второй забит в итоге топорами и молотами - взорвался, унеся с собой почти сотню противников).
Иронично, что при такой мясорубке в центре первым дрогнул правый фланг Азур. Отчасти потому, что внимание и ресурсы (в частности, перебросы за счёт полководца) оттягивал назревший кризис, отчасти - чисто неудача с кубами. Сначала проиграли стычку и побежали (единица на кубе) застрельщики, и гномьи (относительно) лёгкие войска получили возможность безнаказанно играть в остров Сфактерию, закидывая эльфов всяким метательным. Соответственно, на пятом ходу гномы смогли-таки доломать оппонента и погнать его, на шестом готовясь с фланга «свернуть» центральную часть боевой линии.
В настолько безнадёжной ситуации Азур могли лишь отступить, признавая поражение. Только в центре они потеряли 1470 бойцов ополчения и и за три сотни элиты, плюс двух монстров, в обмен на 1070 штурмовиков .
Удачи,