На сей раз проверка движка будет с неожиданным сюжетом. Дело в том, что ребёнок посмотрел несколько видео на тему Спарты и заинтересовался осадой Сиракуз (времён Пелопонесской войны). Ну что же, сюжет есть сюжет, да и любое увлечение, кроме вечного «носа в планшете», надо у подрастающего поколения поощрять.
Итак. Генеральное сражение сторон (которое в реальной истории не состоялось), по времени ближе к концу осады Сиракуз. Жребий выпал в пользу сценария «с магией», так что у нас будет мистическая составляющая. И прежде всего - для объяснения, с чего бы воюющие стороны дошли до жизни такой вместо исторически достоверного строения стен и контр-стен и постоянного скирмиша.
Колоритный small unit action. Хотя пращник в тылу идея так себе. И герой в бронзе, четвёртый от зрителя, щит не по-фалангитски держит.
Поскольку кампания может иметь влияние на судьбы половины Средиземноморья (комментаторы говорят не только о Греции, но и Риме с Карфагеном, со всеми вытекающими), то по условиям сценария олимпийские боги заинтересовались исходом осады. А заинтересовавшись, стали деликатно и ненавязчиво («землетрясение, говорю, хочешь?») подталкивать стороны к генеральной битве. Также, как положено просвещённым и культурным грекам, у полководцев будут гадатели и звездочёты, с положенным в мистических сценариях бонусами. Кроме того, и у афинян, и у коалиции будет бог-покровитель, с правом вмешаться, в рамках правил и лимитов на чудеса свыше. Да, сложно угадать покровителя афинян. Интрига.
Поле боя выпало сравнительно ровное, хотя на фланге и немного холмистое, в пользу афинян.
Численность взята из расчёта, что силы примерно равны, за счёт подошедших пополнений и союзников. Считаем при этом, что каждая сторона потеряла за осаду тысячу-полторы гоплитов (исходим из цифры в 2500 афинских потерь в крупной - возможно, крупнейшей за кампанию - ночной атаке на высоты; возможно, это значит, что все остальные столкновения 200х и 300х давали существенно меньше).
Вот где-то между номерами 13 и 10 всё и произойдёт. Ближе к 10, конечно - всяко более подходящее место для сражения за милость богов Олимпа, чем болото.
Гоплиты и пельтасты сторон более-менее равны по статсам, а тарантийская конница несколько лучше обычной, доставшейся афинянам (собственная и наёмники). Полководцы ... тут одна из двух проблем (вторая см.ниже). Греческие «генералы» не слишком вписываются в существующие классы персонажей - кроме спартанского, Гелиппа, который вполне себе варлорд. Кмк, вполне оправданно дать им обычные для харизматичных лидеров бонусы (умеренные), и не более. Кроме того, надо учесть чувствительность полисов к потерям гоплитов из числа граждан. Помимо этого, проблем с пересчётом юнитов нет. Копья, дротики, большие щиты, конница «пониженной ударности», всё вполне стандартно.
Неожиданный косяк: поскольку правила писаны под другой период, выяснилось, что малые отряды гоплитов, строго говоря, не фаланга, а обычный отряд (ведь фаланга - это т.н. большое построение в несколько тысяч). Придётся давать им для данного периода и отряда отдельные спецправила.
В соответствии с правилами оба игрока определили количество бонусов за оракулов. Вышло немного - 2 и 3 (причём сиракузцы сразу же потратили один, чтобы ходить первыми).
Построение. Достаточно стандартно, линия гоплитов в несколько отрядов по фронту. В центре стоят лучшие отряды - спартанцы Гелиппа и ветеранские «ахейцы и мантинейцы» Никия. Сиракузяне также рискнули поставить в первую линию тарентийцев, за счёт чего у них отряды гоплитов несколько многочисленнее. Афиняне же свои 680 конников поставили в резерв, во вторую линию. Также обе стороны разместили в резерве по большому, в несколько тысяч, отряду пельтастов . Да, сражаться в «правильном» ближнем бою не совсем их работа, но всё же численность и профессионализм чего-то да стоят. Кроме того, пельтастов для осады нагнали слишком много для завесы застрельщиков, остальных тоже надо как-то использовать. Да, застрельщиками также пельтасты, кроме правого фланга союзников - там конные тарентийцы.
Перввый ход, как часто бывает по правилам, вышел стабильным. Чтобы мало-мальски стоящие войска побежали прямо сразу - правила почти исключают такую возможность, и, имхо, правильно. Правда, два афинских отряда деморализованы (один плохо откидался, второй чуть лучше, зато я забыл про спецправило фаланги). Также примечательно, что откровенно никак откидали спартанцы. Странно, но в любой игре с кубами много d6 можно тоже кинуть неважно (помню бросок - все единицы и 1-2 двойки)... Даже проиграли, но устояли, разумеется. Тарентицы-застрельщики нанесли афинским пельтастам огромные потери (сражаться с конницей, даже легковооружённой - вот ни разу не дело лёгкой пехоты в рассыпном строю), но те удержались и даже. орудуя дротикам как короткими копьями, немного сравняли счёт. В целом, по потерям преимущество у союзников, но битва ещё не решена.
Продолжение следует...