Originally posted by
dr_serbskij at
Гауди Увеличить
Spletnik.ru
АнтониоПласид Гильем Гауди-и-Корнет (Antonio Gaudi у Cornet) родился 25 июня 1852 г. в городе Реусе, недалеко от Барселоны, в семье принадлежащей к роду потомственных каменщиков.. Он был пятым, младшим, ребёнком в семье котельных дел мастера Франсеска Гауди-и-Серра и его жены Антонии Корнет-и-Бертран.
Именно в мастерской отца, по признанию самого архитектора, в нём пробудилось ощущение пространства. Детство Антонио Гауди провел у моря, наблюдая за движением волн и песка. Неудивительно, что морская тема прослеживается в его творениях: они дышат, извиваются, как замки из песка, не имеют острых углов. Сегодня знаменитые дом Батильо, собор Святого Семейства и парк Гуэль - это символы Барселоны.
Два брата Гауди умерли во младенчестве, третий брат скончался в 1876 году, а вскоре после этого умерла и мать. В 1879 году умерла и его сестра, оставив на попечение Гауди маленькую дочь. Вместе с отцом и племянницей Гауди поселился в Барселоне, где в 1906 году скончался его отец, а спустя шесть лет - и слабая здоровьем племянница. Гауди никогда не был женат. Он с детства страдал ревматизмом, препятствующим играм с другими детьми, но не мешающим длительным одиночным прогулкам, к которым он питал пристрастие всю свою жизнь.
На выпускном вечере, вручая выпускнику Антонио диплом, директор школы сказал: Джентельмены, перед нами либо гений, либо сумасшедший. На что Гауди ответил: Похоже, теперь я архитектор
.
По воспоминаниям современников, Гауди был человеком страстного темперамента и обладал незаурядными умственными способностями. При этом он жил в своем мире, отрекшись от всего мирского. Чтобы избежать разочарований, не надо поддаваться иллюзиям, - оправдывался он, утверждая при этом, что каждый человек должен иметь Родину, а семья - свой дом. Снимать дом - все равно, что иммигрировать, - убеждал гауди других, всю свою жизнь не имевший ни семьи, ни своего дома.
- Темой учебного проекта Гауди выбрал ворота кладбища, и это были ворота крепости - они разделяли мёртвых и живых, однако свидетельствовали, что вечный покой - всего лишь награда за достойную жизнь.
- У Гауди были разные глаза: один - близорукий, другой - дальнозоркий, но он не любил очки и говорил: «Греки очков не носили».
Дом Бальо
Собор Святого семейства В общей сложности за свою жизнь архитектор создал более 20 архитектурных шедевров. Многие из них включены в перечень «Всемирного наследия ЮНЕСКО». Это и Саргада Фамилиа - Собор Святого семейства в Барселоне (1891-1926), и винные погреба Гуэля (1895-1898), и Парк Гуэля (1900-1914), и Дом Бальо (1904-1906), и Дом Мила (1906-1910).
Монастырь Святой Терезы
Гауди занимался проектированием ещё одного церковного сооружения - школы при монастыре Святой Терезы.
Он ненавидел замкнутые и геометрически правильные пространства, а стены доводили его прямо-таки до сумасшествия; избегал прямых линий, считая, что прямая линия - это порождение человека, а круг - порождение Бога.
Позже он скажет: «…исчезнут углы, и материя щедро предстанет в своих астральных округлостях: солнце проникнет сюда со всех сторон и возникнет образ рая… так, мой дворец станет светлее света».
.Он проектировал не только здания, но и удивительную мебель, причудливые решётки оград, ворот и перил. Своё поразительное умение мыслить и чувствовать в трёх измерениях объяснял наследственностью: отец и дед - кузнецы, один дед матери - бондарь, другой моряк - «люди пространства и расположения».
Ворота-дракон в павильонах виллы Гуэль (1887)
- Чтобы не «резать» помещение на части, он придумал собственную безопорную систему перекрытий. Только через 100 лет появилась компьютерная программа, способная выполнить подобные расчёты. Это программа НАСА, рассчитывающая траектории космических полётов.
- Образцом совершенства он считал куриное яйцо и в знак уверенности в его феноменальной природной прочности одно время носил сырые яйца, которые брал с собой для завтрака, прямо в кармане.
- Друзья отмечали его совершенно фантастическую ловкость, как, например, умение ловить мух на лету левой рукой.
Его жизнь закончилась трагически - он попал под колёса трамвая возле горы Тибидабо рядом с работой, на которую он потратил 27 лет жизни, Собором Святого Семейства. Ему было почти 74 года. Его никто не узнал, и в конце концов Гауди доставили в больницу для нищих. На следующий день его нашли друзья. Когда его пытались перевезти в лучший госпиталь, он отказался со словами, что «его место здесь, среди бедноты».
Саграда Фамилия (Sagrada Familia) - расположен в районе Эшампле, его строительство было начато в 1882 году и до сих пор не завершено.
К 1918 году у него остался только один спонсор - католическая церковь. Ему приходилось в одиночестве переживать глубокий духовный кризис, ухудшение здоровья и смерть многих близких друзей.
Окончательный вид собора Святого Семейства (проект)
Фасад Рождества собора Саграда Фамилиа вселял ужас в сердца честных прихожан. Когда ступаешь под гигантский скульптурный фриз, кажется, что здание сейчас обрушится и погребёт под собой всё живое.
Центральный вход, разделённый посередине колонной, венчает скульптурная группа, изображающая Святое Семейство. Все фигуры выполнены в натуральную величину. На уровне земли две колонны в форме пальм, зрительно разделяющие пространство, опираются на спины двух черепах: морской со стороны моря и сухопутной со стороны гор. Черепахи символизируют стабильность, неизменность мира. В то же время фигуры хамелеонов по обеим сторонам фасада символизируют постоянное изменение природных форм.
На тридцатиметровой высоте под сенью гигантского рождественского дерева в окружении апостолов Варнавы, Симона, Фаддея и Матфея происходит прославление Мадонны.
Портик Милосердия, коронация Марии
Портик Надежды
Рождество Иисуса
Портик Надежды, избиение младенцев
Занимаясь проектированием фасада,Гауди постоянно присматривался к прихожанам в поисках подходящих моделей. Копирование творений Создателя он считал высшей формой его восхваления и свидетельством собственной скромности. Сторож собора алкоголик Жузеп, умерший впоследствии от белой горячки, стал Иудой. Толстый козопас служил моделью для Понтия Пилата. Шестипалый гигант, встреченный в одном из баров, позировал для фигуры центуриона в сцене избиения младенцев.
Следующий этап работ был ещё более необычен. Цыплята и индейки усыплялись хлороформом, обмазывались жиром, и с них быстро изготавливалась гипсовая отливка. Осёл был связан и подвешен на своей сбруе, чтобы с него легче было снять мерки. Мёртвая сова, найденная на стройке, стала символом ночи. И только однажды, когда решил сделать отливку в натуральную величину с Рикардо Описсо, и тот лишился сознания, архитектор осознал эксцентричность своего метода.
Немного выше можно видеть ещё один редко упоминаемый символ - покрытое золотой и красной глазурью яйцо, также помеченное личной анаграммой Иисуса: JHS. Вероятно, речь идёт о яйце как символе целостности. Фигура пеликана над ним относится к примитивной иконографии Христианства, она встречается и в мифологии предшествующих эпох. Согласно мифам, эта птица клювом разрывает себе живот, полный рыбы, чтобы накормить своих птенцов, и потому служит символом Иисуса, а также символом воскресения из мёртвых.
Башни посвящены двенадцати апостолам. На четырёх старейших - крайних, высотой девяносто четыре метра, и внутренних, высотой сто семь метров, - высечены имена и соответствующие им фигуры апостолов Варнавы, Симона, Иуды Тадео и Матфея, сидящих на пьедесталах, и надпись «Sursum corda» (Вознеситесь сердцем) на латыни. Башни с квадратными основаниями выше имеют круглое сечение. Перетекание одной формы в другую происходит на верхнем уровне фасада. Существует множество церковных башен квадратного сечения и совсем немного круглого, но нет ни одной башни, кроме башен Саграда Фамилиа, сочетающей оба вида сечений. Гауди не оставил никакого объяснения причины перехода от квадратного к круглому, критики же ограничиваются высказываниями о том, что это приём, в высшей степени удачный с эстетической точки зрения.
«Если бы мы начали строительство с этого фасада, люди воспрепятствовали бы ему», - так объяснял Гауди своё решение повременить с возведением Портала Страстей. Это высказывание демонстрирует всю глубину драматизма, к которому стремился архитектор. В 1911 году в городе Пучсерда, будучи тяжело больным, он написал завещание и тогда же составил композицию этого портала, где запечатлены события последней недели земной жизни Иисуса.
28 ноября 2000 года незаконченный храм был освящен. В настоящее время архитекторы работают над нефами, хорами и внутренним двориком. Когда строительство будет завершено, над городом вознесутся восемнадцать башен - в честь двенадцати апостолов, четырех евангелистов, Богоматери и Христа. Башни евангелистов будут украшать их символы, а центральную башню Христа - гигантский крест. По высоте центральная башня будет лишь на один метр ниже Монтжуика - горы, доминирующей над Барселоной.
Гауди считал, что его творение не должно возвышаться над горой, которую создал Бог. Он был религиозным человеком, которому, несмотря ни на что, было присуще своеобразное чувство юмора.
На критические замечания по поводу темпов строительства знаменитый архитектор отвечал: «Мой клиент не торопится».
Многие считали творчество Гауди пророческим. Опасаясь, что человечество вновь скатывается к средневековому мракобесию, Субиракс однажды сказал: «Если это правда, и всё, что мы наблюдаем сегодня, не случайно - возрождение ислама, эпидемия СПИДа, одновременное вырождение власти на местах и крушение великих идеологических блоков, новая форма пиратства в виде международного терроризма и расцвет эзотерики - то Гауди, как и во многих других случаях, пророчествовал, говоря: Саграда Фамилиа не последний из соборов, а первый в новой эпохе».
Останки Гауди покоятся в склепе собора Sagrada Familia.
- Испанские католики не раз обращались с просьбой к Папе Римскому о возможности канонизации Гауди.
источник текста и некоторых фотографийhttp://www.catalan.ru/index.php?name=Pages&op=page&pid=13 http://www.socioforum.su/viewtopic.php?f=622&t=15477&start=15http://rusremont.info/art-20.html