Рефлексия (от позднелат. reflexio - обращение назад).Рефлексией называют всякое размышление человека, направленное на анализ самого себя (самоанализ) - собственных состояний, своих поступков и прошедших событий.
Концепция:
Серия фотографий - это своеобразное путешествие героини в джунгли мегаполиса. Она переходит из одного места в другое, в попытке вписаться в окружающую действительность, что бы обрести наконец гармонию между своей идентичностью и внешним миром. Костюм это всего лишь маркер. Последний оплот традиций и условностей, последнее, через что можно выразить национальную идентичность.
Это своеобразное размышление о том, что мы можем предложить миру, кроме набора архаичных элементов, которые в нашей повседневной жизни уже отсутствуют по объективным причинам, и что постоянно меняющийся мир может сделать с нами.
Героиня словно сошла с открытки 19 века. Она условна. Она с тех самых старинных фотографий, которые мы так любим рассматривать, где девушки в национальных нарядах гармоничны, степенны и немного торжественны. Она не может выражать сильные эмоции. Сдержанность - одно из тех качеств, которые черкесы издревле ценили особенно сильно. Но они есть. Костюм сковывает движения, диссонирует с действительностью, путь ее не близкий и не простой. Куда она в итоге придет - каждый зритель решает для себя сам.
Воплощение:
От замысла от реализации прошло почти пять лет. Наиболее доступные концертные танцевальные костюмы везде и всегда будут выглядеть согласно своему назначению, являясь всего лишь имитацией настоящего платья. Серия изначально задумывалась в цвете, и найти подходящее платье в нужной цветовой гамме, которое можно было бы свободно использовать в течении многих месяцев в непростых условиях съемок оказалось практически невыполнимой задачей.
За основу, от которой я и отталкивалась, было взято вот это изображение:
Многослойное платье из темно красной тафты и низкая шапочка того же цвета были изготовлены в Нальчике, в ателье национального костюма Жанны Хараевой. Нарукавники из зеленого бархата выполнены как отдельный элемент, в соответствии с изображением. Моделью стала 25-летняя кабардинка Светлана, чьи не очень броские, но правильные черты лица, а так же высокий рост и стройная фигура оказались наиболее подходящими для воссоздания нужного образа.
Основная ставка была сделана на аутентичные детали.
Нагрудник
Старые нагрудные застежки из серебра с позолотой были найдены в антикварном магазине в Нальчике еще во время съемок предыдущего проекта «12 оттенков черкесского». Не смотря на свой почтенный 120-летний возраст и заметное несовершенство, благодаря своей фактурности и основе из старинного бархата, они отлично смотрятся на платье.
Пояс
Серебряный пояс оказался самой труднодоступной деталью. Любая современная имитация разрушила бы с тщательностью создаваемый ансамбль, бюджет на покупку был весьма ограничен, а мне хотелось найти не шаблонные пояса с филигранью и зернением, конца 19 начала 20 века, коих великое множество одинаковых, а именно такой, широкий, тяжелый, с минималистичным орнаментом выполненным чернью. На поиски ушло почти полтора года. Рассмотрено более 30 вариантов. Надо заметить, что наиболее подходящие пояса были увидены не в России, а в Турции, на антикварных рядах стамбульского Гранд базара. Но и там его приобрести не получилось по объективным причинам. В итоге на помощь пришел интернет аукцион Ebay, где путем хитрого запроса russian silver belt вожделенный пояс и был обнаружен, и после недельных терзаний и сомнений, из за невозможности «пощупать», приобретен за вполне щадящую сумму. Посылка из Стамбула долетела всего за три неполных дня и к громадному счастью содержала именно то, что и было нужно. Пояс идеально сел на талию модели.
Шаль
Самая мистическая история получилась с шалью. Проблема в том, что ни одна современная ткань не способна заменить вручную изготовленную из шелковых нитей шаль. Меня не устраивал ни один синтетический материал, которые в сценических костюмах заменяют этот элемент. Все неожиданно разрешилось само собой во время одной из поездок в Осетию. Находясь в доме у свекров я увидела на балконе на сушилке для белья разложенную шаль. Выяснилось, что ее только накануне нашли в селе, среди старых вещей и привезли в город, что бы привести в порядок и показать мне, поскольку «Мария любит старые вещи». Шаль принадлежала бабушке моего мужа, в ней она выходила замуж. Она связана вручную из толстых шелковых нитей, а время придало ей благородный оттенок слоновой кости. У нее потрясающая энергетика и фактура, которую невозможно имитировать ничем.
Веер
Традиционный черкесский веер был изготовлен мастером золотного шитья Мариной Ташу, из Нальчика. Орнамент вышит серебряной нитью на темно-зеленом бархате. Примечательно, что изделие не содержит в себе ни одного узла. Нити закрепляются определенным способом, что связано, видимо, с суеверием не завязывать в узлы свои мысли, которые могут быть не совсем положительными в процессе работы и дабы не передавать негативную энергетику ни вещи, ни будущему владельцу. Процесс создания сопровождается многочасовой напряженной работой. Тесьма, которой веер крепится на древко из грушевого дерева так же плетется вручную. На обратной стороне по моей просьбе была вышита моя фамильная тамга. Так что веер стал не только реквизитом для съемки, но и приятным подарком для себя.
Съемки
Съемка всей серии растянулась на шесть месяцев. Это поиск подходящих мест, выжидание погоды, времени, света. Не всегда кадры получались с первого, и даже со второго раза. Модели пришлось не просто. Съемки на улицах привлекали к себе огромное внимание прохожих и их можно понять. Но стоит отметить, что реакция была очень доброжелательная.
Что из этого всего вышло, можно будет увидеть с 16 апреля в галерее на Грузинской, где в 19:00 состоится презентация выставки современного изобразительного искусства черкесских художников «Предания нового времени».
Адрес: Москва, ул. Большая Грузинская, 32-34, стр. 6.