Оригинал взят у
komelsky в
О голосовании мёртвыхЕсть одна простая мысль, которую я затронул в комментариях к предыдущему посту, но которую, возможно, имеет смысл всё же расписать чуть более явно. А то народ оскорбляется на мою скорбь о 9м мая, а я всё не могу в ум взять, как у хороших, умных, знающих людей получается так оскорбляться.
Дело вот в чём: история, по идее, должна была бы быть объективной дисциплиной, но на деле любой не-научный, около-научный разговор об истории неизбежно скатывается в субъективизм. И надо бы стараться этого не допускать, а то перекосы пойдут. Но не получается, как правило.
Вот один пример: когда в Польше проводили опрос на тему "что было хуже для Польши - нацистская оккупация или советская оккупация", то результат всегда, если я не ошибаюсь, был "советская оккупация". Какой из этого можно сделать вывод? Что поляки - плохие люди, подлые, врут?
На мой взгляд, вывод немножко другой. Вывод - что во время немецкой оккупации 10% населения Польши сгорело в печах, потому что они были евреи. У них не осталось потомков, которые могли бы принять участие в голосовании, потому что дети тоже сгорели в печах. Во время советской оккупации (ещё первой, в 1939м) провели классовые чистки среди населения с массовыми расстрелами, но как и в России в 1937м, у этих людей остались дети. И ещё многим жителям Польши - создали разного рода проблемы и сложности (в послевоенный период). И вот теперь нынешние поколения "вспоминают" дни оккупаций: где-то лично, где-то через семейные истории, и потом голосуют, основываясь на этих воспоминаниях. Но голосуют только живые. Мёртвые - молчат. Как молчат и неродившиеся.
Всем известно, что "историю пишут победители". Историю пишут - уцелевшие. И нужны недюжинные усилия, чтобы выправить этот перекос, если нас интересует правда, а не стратегическая идеологическая обработка населения с целью поднятия патриотизма.
Вот и всё, только о том и речь, собственно. Что рассказ о Второй Мировой должен включать в себя и
резню безоружных китайцев японскими войсками, и Хиросиму. И Катынь и Хатынь. Обе сталинградские битвы. Финскую войну и захват Польши в 1939м, наравне с наступлением немецких войск в 41м. Записки
Виктора Франкла, но с ними и записки
Евфросинии Керсновской. И Власовскую армию, и
выдачу казаков Черчиллем после войны, на верную смерть. Много можно таких пар составить (я историю плохо знаю, у меня нет сил её читать - слишком горько. Но знающие люди наверняка могут).
И сдаётся мне, что если собрать это всё воедино, то праздник получится немножко другой. А вернее, существенно другой. Более траурный что ли, и уж точно менее "патриотичный". Знаете, матери по своим детям всегда одинаково плачут, что бы эти дети ни натворили перед смертью. Вот и тут как-то так. Не "мы против них", не "плохие против хороших", а "давайте все обнимемся и немного помолчим, и подумаем, как бы сделать так, чтобы такого больше не повторялось".
Чёрно-белые оценки никогда не бывают правильными. Но люди почему-то вдруг вновь и вновь спорят, и обижаются, и оскорбляются, что, дескать, или советская армия - хорошая, и потому
никого не насиловала в Европе, или же солдаты изнасиловали пол-Берлина, и тогда советская армия - плохая. Но только жизнь - это всё-таки не комиксы, и в реальной жизни, особенно во время войны, с разделением на "хороших" и "плохих" как-то туго. Причём чем дольше война, тем хуже. И в этом суть войны. После войны, те же люди, что убивали мирное население в Германии, с ужасом вспоминали о своих поступках. С ужасном и недоумением. Но, похоже, когда человеку 20 лет, и несколько лет подряд - война, и ему зачитывают приказы, в которых говорится: "
Пусть кровожадный ненавистный враг, причинивший нам так много страданий и мук, задрожит и захлебнется в потоках своей собственной чёрной крови", то что-то ломается в голове. И хорошие, добрые, мальчики делают ужасные вещи. Кто-то больше, кто-то - меньше. Делает ли это их порождениями зла? Означает ли это, что они не совершили подвиг? Значит ли это, что вспоминать об ужасе войны значит на самом деле "проявлять оскорбительное неуважение к истории наших отцов", или что-нибудь в таком роде?
Риторические вопросы. Нет, нет и нет. Война - ужасна. Люди - слабы. Война ломает людей, превращая их в чудовищ. После войны почти все становятся обратно людьми. Это было так, и если вдруг начнётся новая война, то это будет так опять. Избежать этого невозможно, и отрицать это - глупо. И никогда не узнаешь, кто побежит с вилами на погром, а кто будет прятать соседей в подвале.
Утверждать, что во время войны в пять с лишним лет длиной в ней была "хорошая" сторона, которая всё делала отлично, и "плохая", которая состояла сплошь из людей, достойных смерти, - и поэтому победу первых над вторыми можно воспринимать как праздник 70 (!!!) лет спустя - это дико. "Война закончилась" может быть праздником, потому что война ужасна. Но "Победа красных над черными"... Просто потому, что мы - красные, и по-прежнему отождествляем себя с красными? Не потому чтобы мы меньше народу замучили в 20м веке, не потому что мы добрее, а просто потому, что мучали своих же, и потому нет третьей стороны, которая могла бы нас обвинить в этих мучениях? Я не понимаю этого. Вот хоть что, не могу в ум даже взять, какие эмоции нужно по этому поводу испытывать, чтобы получалось радоваться именно победе в войне, а не её окончанию.
Ладно. Это, надеюсь, последний нелепый текст на эту тему. Хватит уже.