"Воспоминания", Тэффи

Nov 10, 2012 20:09

Надежда Лохвицкая (Тэффи) жила и творила в одно и то же время с одним из моих любимых писателей Аркадием Аверченко - в первой половине 20 века - самое страшное время в нашей новейшей истории. Оба они были юмористами (это ж какую выдержку надо иметь, чтоб продолжать шутить в тех условиях), оба писали в схожем стиле. Но рассказы Аверченко мне нравятся больше, чем рассказы Тэффи. Добрее они, светлее. Ей же, как женщине, свойственно не снисходительно улыбаться и подшучивать над людскими слабостями, а пускать ядовитые шпильки.

Но поговорить я хочу не о рассказах, а о небольшой книжице воспоминаний Тэффи - воспоминаний о том, как начиналась их (вместе с Аверченко) великая эмиграция. Оба выехали из России после революции 1917 года и оба умерли на чужбине: одна - в Париже, другой - в Праге. Правда Тэффи пережила своего собрата по перу на 40 лет...

В отличие от рассказов Тэффи, написанных простеньким языком, понятным читателям воскресных газет, в "Воспоминаниях" предстает совершенно другой человек: глубоко интеллигентный, высокообразованный, тонко чувствующий. Это интеллигенция буглаковской "Белой гвардии". И времена те же. В полной мере Тэффи показала себя здесь мастером слова. Иногда от той или иной, тщательно обдуманной и виртуозно обыгранной, фразы холодок проходит по хребту, и волоски на руках становятся дыбом:) Да что там на руках! На голове иногда шевелиться начинают!


Вот они: грязное большевистское отребье - швондеры и шариковы, которые вломились замызганными калошами в литературные салоны и дворянские гостиные; вот они, реально жившие герои Ильфа и Петрова, как крысы бегущие с тонущего корабля Российской империи, по пути прихватывающие все - свое и чужое; вот они - бравые "красные" - тупое, жестокое и жадное быдло...

Страшные были времена. Страшные! И после "Воспоминаний" Тэффи я, наконец, четко и безоговорочно поняла тех людей, которые уезжали тогда за границу, туда, где никто не ждет, где придется до конца дней тосковать о покинутой Родине.

«Увиденная утром струйка крови у ворот комиссариата, медленно ползущая струйка поперек тротуара перерезывает дорогу жизни навсегда. Перешагнуть через неё нельзя. Идти дальше нельзя. Можно повернуться и бежать».

Читайте эту книгу. Она стоит того!

книги

Previous post Next post
Up