Когда мы только приехали в Германию, девочкам было 4,5 года. И до этого они не видели в жизни своей ни одного инвалида. Ни на коляске, ни, например, инвалида по зрению. Так уж получилось, что на метро и общественном транспорте мы с ними не ездили, а на площадках центрального района, в Летнем саду или Таврическом им такие люди не встречались.
И вот в Мюнхене они узнали, что существуют люди, которым трудно ходить, говорить, а может даже и дышать. У которых почему-то маленькие ноги, и они ездят на прикольных очень быстрых машинках. Что есть дети, которые совсем ничего не видят, но тоже хотят играть на площадках и бегать со всеми. И так далее.
Началось интересное переосмысление полученных знаний. Сначала они внимательно рассматривали таких людей и задавали мне вопросы. Довольно быстро научились не показывать пальцами и хранить вопросы до дома. Но все же они были совсем маленькие, и поэтому сами начали играть в детей-инвалидов. Это и для меня самой было шоком, если честно. Как только мы заходили в супермаркет (а поначалу мы везде ходили вместе, нам очень много нужно было всего покупать- от столовых приборов до мебели), они сразу говорили примерно следующее: "Мама, а давай играть, что меня зовут Маша, и я не умею ходить и ничего не вижу!".
По игре мы сажали их в тележку, они зажмуривались и шарили по сторонам руками. Я долго привыкала, мне было тяжело подыгрывать тому, что мой ребенок по игре не видит и не ходит. А потом они сами сошли на нет, видимо, дети привыкли и приняли тот факт, что все люди вокруг разные. Теперь они не рассматривают таких людей и не задают вопросов, они почти не обращают внимания. В их школьном учебнике один из персонажей - девочка на инвалидном кресле.