меня тоже потряс, но и расстроил, тем что герой не очистил народ и не повел за собой. Про отрезок телевизор-машина для меня тогда было все ясно,- как мне казалось. А вот про то что остаться важнее чем уйти,- как раз решалось.
Да, герой оказался не "советским", но он очень хорошо уложился в "схему Михаила". Смотрите раздел "Люди со старой душой" - это высший уровень развития человека - дальше уже - святые :)
Сам Янковский в публичном выступлении, показанном по ТВ ещё в советские годы, сказал о своём герое так: "Человек в сорок лет делает себе публичное ХАРАКИРИ... Вскрывает себя ножом." Думаю, не только в советской, в любой другой реальность этот персонаж оказался бы страдающим и кромешно одиноким. Правда, в СССР такого рода разлад одинокой души и общества выглядит особенно трагично... А "самоубийство" в фильме заменено "возвращением в утробу матери". В начале фильмв герой Янковского пытается написать матери письмо. В конце - залезает в стог (нижняя часть стога чрезвычайно похожа на те "ворота", через которые мы приходим в мир), принимает позу зародыша, закапывается в сено... Это символическое возвращение (попытка возвращения!) туда, откуда герой пришёл в мир.
Как-то оказалось, что я не видела этот фильм... Но ощущение духоты от советской действительности я помню очень хорошо, хотя была девчонкой, когда пришел Горбачев. Но и то я успела прочувствовать этот удушающий идеологический круг, когда если не нашёл реализации в профессии - тот всё, кранты, других возможностей дышать нет. С ужасом вспоминаю эту атмосферу и каждый раз поражаюсь, как те, кто сейчас с удовольствием вспоминает СССР, не запомнили это мучительное ощущение двухмерности...
Лучше не скажешь. После развала СССР, когда я стал бывать за границей, меня там много справшивали о том, как было и как стало в России. Я обычно отвечал, что это как спать с одеялом: в СССР мы были укрыты им с головой - было тепло но дышать нечем, а потом одеяло забрали - стало много воздуха, но холодно. Вот сейчас народ в поиске одеяла. Те, кто не нашёл, хотят назад.
Образ с одеялом хорош! А вообще я счастлива, что мне довелось получить доступ к той литературе, которая позволила нащупать выход, раскрыла новые пути, смыслы... Порой, читая литературу 19 века, ловлю себя на том, что жалею и писателей, и их героев: насколько легче им было бы нащупывать дорогу, живи они в наших 90-х или сейчас...
Comments 24
Про отрезок телевизор-машина для меня тогда было все ясно,- как мне казалось. А вот про то что остаться важнее чем уйти,- как раз решалось.
Reply
Reply
А "самоубийство" в фильме заменено "возвращением в утробу матери". В начале фильмв герой Янковского пытается написать матери письмо. В конце - залезает в стог (нижняя часть стога чрезвычайно похожа на те "ворота", через которые мы приходим в мир), принимает позу зародыша, закапывается в сено... Это символическое возвращение (попытка возвращения!) туда, откуда герой пришёл в мир.
Reply
К сожалению, я не смотрел тогда телевизор - в общежитии не до этого было :)
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
После развала СССР, когда я стал бывать за границей, меня там много справшивали о том, как было и как стало в России. Я обычно отвечал, что это как спать с одеялом: в СССР мы были укрыты им с головой - было тепло но дышать нечем, а потом одеяло забрали - стало много воздуха, но холодно. Вот сейчас народ в поиске одеяла. Те, кто не нашёл, хотят назад.
Reply
А вообще я счастлива, что мне довелось получить доступ к той литературе, которая позволила нащупать выход, раскрыла новые пути, смыслы... Порой, читая литературу 19 века, ловлю себя на том, что жалею и писателей, и их героев: насколько легче им было бы нащупывать дорогу, живи они в наших 90-х или сейчас...
Reply
Reply
Reply
Reply
Leave a comment