От
vladimirdar(
Владимир д'Ар)
(
часть первая,
часть третья)
Это по сути будет все же первая часть моего рассказа о мозаиках Хоры.
В начальной части мы разобрались с архитектурным устройством церкви Христа Спасителя в Полях, узнали его историю, сориентировались в архитектурных объемах, осмотрели основные значимые мозаики и фрески, а также увидели наос - центральный объем храма и его уцелевшие мозаики. В этом материале начинается подробный осмотр всех этих шедевров духовной культуры Византии. Осматривать мозаики и фрески Хоры лучше всего придерживаясь хоть какой-то системы, иначе у нас в результате будет в голове "визуальная каша" от полученных ярких впечатлений. Поскольку экзонартекс Хоры посвящен Христу, а нартекс - в основном Богородице, мы после того как вошли в экзонартекс - сразу направляемся в нартекс. Нартекс Хоры, сдвинутый к северу по отношению к центральному входу в храм (см. план церкви Христа Спасителя в Полях), делится поперечными арками на четыре части (компартименты), причем две центральные перекрыты сомкнутыми сводами, а две крайние, северная и южная, куполами - именно в них и находятся самые значительные впечатляющие изображения Богоматери с Младенцем и Христа Вседержителя.
Купол с сюжетами посвященный Христу Вседержителю находится в самом южном компартименте (на фото ниже - в самой дальней части нартекса).
02.
Экзонартекс выделен зеленым (см. рис. ниже), мы же находимся сейчас над ним - в нартексе - с помещении с двумя ребристыми куполами. Будем для начала рассматривать тот купол в нартексе, что справа от входа в него.
02-а.
Выступающие ребра зонтичных куполов делят их на узкие сегменты, в которых двумя ярусами размещаются фигуры, исторически и символически раскрывающие тему родословия Христа и Богоматери. Для начала мы осмотрим мозаики этих двух куполов - Христа Вседержителя и Богоматери с Младенцем в нартексе и тех что непосредственно находятся рядом. Затем уже во второй части приступим к осмотру мозаик о Богородице. Таким образом мы осмотрим мозаики нартекса в этой последовательности.
03.
Под Христом изображены двадцать четыре праотца, от Адама до Иакова (в верхнем ярусе), и двенадцать сыновей и трое других потомков Иакова (в нижнем ярусе). Часть простенков нижнего яруса занята окнами).
04.
05.
Христос Вседержитель
Рассмотрим подробно эти мозаики... и по возможности всех праотцов и потомков Иакова...
06.
Для этого приходится постоянно задирать голову "сектороно" поворачиваясь на 360 градусов).
07.
08.
Вообще же хочется передать свои личные ощущения от пребывания и лицезрения этих мозаик. Ты как будто находишься в золотистом поле любви и невыразимой гармонии. Такое чувство очень редко проявляется в подобной концентрации и объеме. Это как раз тот самый редкий случай когда простого рассматривания фотографий совершенно недостаточно. Необходимо здесь побывать обязательно потому что обрабатывая эти фотографии и пытаясь довести их до того уровня ощущений что испытывал сам, понял что это невозможно. Эти самые ощущения непрерывно присутствовали как в каждой отдельной мозаике или фреске, так и всецело в одном большом незабываемом впечатлении. Другого слова как благодать я подобрать просто не могу.
09.
10.
11.
12.
Двенадцать сыновей и трое других потомков Иакова в нижнем ярусе купола.
13.
Византийские мозаики всегда поражают своей удивительной внутренней одухотворенностью и живыми эмоциями.
Образ Иисуса внимательно смотрящий на тебя инициирует заглянуть в самого себя и вопросить, - так Кто ты!?
14.
15.
Мозаичные орнаменты.
16.
В верхнем ярусе компартимента и парусах - множество сюжетов совершенных чудес Иисуса Христа.
Мозаика "Исцеление Иисусом множества разных больных".
17.
Исцеление Иисусом множества разных больных
18.
Исцеление Иисусом множества разных больных
19.
Исцеление Иисусом множества разных больных
Исцеление слепого и немого
«…привели к Нему бесноватого слепого и немого; и исцелил его, так что слепой и немой стал и говорить и видеть».
20.
Исцеление слепого и немого
21.
Исцеление слепого и немого
Исцеление двух слепых
«…за Ним следовали двое слепых и кричали: помилуй нас, Иисус , сын Давидов! Когда же Он пришел в дом, слепые приступили к Нему. И говорит им Иисус: веруете ли, что Я могу это сделать? Они говорят Ему: ей, Господи! Тогда Он коснулся глаз их и сказал: по вере вашей да будет вам. И открылись глаза их; и Иисус строго сказал им: смотрите, чтобы никто не узнал. А они, выйдя, разгласили о Нем по всей земле той.»
22.
Исцеление двух слепых
Исцеление тещи Петра
Данное чудо Марк и Лука описывают в непосредственной связи с предыдущим. Выйдя из синагоги, Иисус вошёл в дом Симона (Петра). Тёща Петрова оказалась тяжко больной (Лука, как врач, поясняет что это была «сильная горячка». По слову Иисуса, горячка оставила её и «она встала и служила им». Исцеление в синагоге бесноватого, а затем тёщи Симона произвели сильное впечатление на народ, и к дверям дома Симона, по захождении солнца, стали приносить больных и бесноватых, так что «весь город собрался к дверям». Христос исцелял людей и изгонял духов. При описании данного чуда Матфей поясняет, что в этом массовом исцелении больных сбылось пророчество Исайи, сказавшего: «Он взял на Себя наши немощи и понес болезни».
23.
Исцеление тещи Петра
Исцеление кровоточивой женщины
Это чудо было совершено Иисусом по дороге в дом Иаира. Женщина, двенадцать лет страдавшая кровотечением, верившая, что ей достаточно коснуться одежд Христа, чтобы выздороветь, подошла к нему и дотронулась до края его одежды. «И тотчас иссяк у ней источник крови, и она ощутила в теле, что исцелена от болезни». Иисус почувствовал, что в этот момент «вышла из Него сила», спросил, кто коснулся его. Женщина «пала пред Ним и сказала Ему всю истину». Иисус же обратился к ней со словами: «вера твоя спасла тебя».
24.
Исцеление кровоточивой жены
Исцеление прокажённого
Прокажённый, исполненный веры, «увидев Иисуса, пал ниц, умоляя Его и говоря: Господи! если хочешь, можешь меня очистить». Вера его была так сильна, что он нарушил закон, запрещающий ему подходить к здоровым людям. В ответ на эту смиренную просьбу Иисус коснулся его, показав, что он не связан запретом прикасаться к нечистому, и сказал: «Хочу, очистись». И тотчас проказа сошла с него. Исполняя закон Моисея, Христос велит исцелённому пойти показаться священнику и просит никому не разглашать о совершившемся чуде.
25.
Исцеление прокажённого
Исцеление сухорукого (Иудея)
Чудо было совершено Иисусом в субботу при фарисеях, которые упрекнули его в нарушении закона Моисея, на что Христос им ответил: «…кто из вас, имея одну овцу, если она в субботу упадёт в яму, не возьмет её и не вытащит? Насколько же человек лучше овцы! И так можно в субботы делать добро».
26.
Исцеление сухорукого
27.
Исцеление сухорукого
28.
29.
В центре арок нартекса размещены удивительные мозаичные медальоны с растительными мотивами. Мы в дальнейшем увидим еще и другие.
30.
На восточной стене компартимента "с куполом" находится Деисус. В первой части мы его осматривали, но теперь рассмотрим в деталях.
31.
32.
33.
34.
35.
36.
37.
Слева, рядом с Богоматерью, - мужчина в императорском облачении и короне (согласно надписи, это “сын высочайшего императора Алексея Комнина, Исаак Багрянородный”),...
38.
...справа, рядом с Христом, - женщина, одетая в черный монашеский клобук (“… Андроника Палеолога, госпожа монголов, инокиня Меланья”). Если хочется напомнить себе кто это такие - вам к первой части моего рассказа.
39.
40.
41.
Левее, к северу в смежном компартименте в верхней части свода уже знакомая нам мозаика "Феодор Метохит перед Христом". Достаточно сказать, что именно стараниями этого человека мы и лицезреем эти удивительные мозаики. Феодор Метохит был ктитором монастыря Хоры, правой рукой императора и одним из самых богатых людей того времени. О нем также подробно мзложено в первой части моего рассказа.
42.
43.
44.
Феодор Метохит преподносит Христу модель церкви Христа Спасителя в Полях...
45.
46.
Вход из нартекса в наос.
47.
Вход в наос под патронажем Апостола Петра с ключами...
48.
49.
...и Апостола Павла... с книгой.
50.
51.
52.
© Vladimir d’Ar, 2017
*
Оригинальный пост (Снимки
Владимира д'Ара vladimirdar)
Содержание