Великий Гэтсби: типаж и стиль (или Рэдфорд vs. Лео)

Mar 15, 2013 00:43

Позавчера я обещала рассказать здесь про очередной интересный типаж - что ж, выполняю. Тем более что с середины мая этим будет пестреть не одна френд-лента. Поэтому сегодня, впереди планеты всей, будем обсуждать типаж...Гэтсби. Того самого, который Великий.
Итак, в середине мая на экраны выйдет новая экранизация фицджеральдовского видения "американской мечты" - в интерпретации База Лурмана. Что интересно, "Великий Гэтсби", по сей день гордо причисляемый к столпам американской литературы и официально считающийся любимым произведением молодежи (висит в списке на школьных стенках), экранизировался не так уж часто. А по сравнению с той же "Анной Карениной" ничтожно мало.
Лично для меня объяснение тому просто - экранизация 74-го оказалась настолько точной, исчерпывающей и "на года", что потом долго никто не решался. Тогда Гэтсби играл герой национального масштаба Роберт Рэдфорд:



Типаж Рэдфорда отражал все то, что читатель, зритель, а может, и сам автор хотели видеть в Гэтсби. Если вы помните произведение, Гэтсби был парень "из низов", добившийся своего богатства собственными силами, своей (пусть не всегда легальной) работой. Эта идея "самости" очень явно перекликается с типажом выбранного на эту роль актера (Рэдфорда), одной из характеристик которого является его явная "шершавость" (* подробнее о гладкости и шершавости типажа). Интерпретировать эту шершавость можно как некоторую грубость черт, "обветренность".  Это отражено и в пути героя к успеху - от простого помощника на яхте миллионера, через активного военного офицера и до бутлегера. Т.е. и история и  энергетика внешности созвучны не "непыльному" сидению за столом в офисе, а к нахождению на открытом воздухе, отсюда и "обветренность", "шершавость"
Более того, если обратиться к уже обсуждаемой здесь теме "производного материала", то я бы охарактеризовала лицо Рэдфорда-Гэтсби как выпиленное из дерева - естественный материал, со свойственной ему шершавостью. А еще со свойственным дереву потенциалу символизировать тепло. Но к этому мы вернемся позже. А пока...
В принципе сущность Гэтсби связана с (не всегда простым) трудом, и эта сущность отражается в рэдфордовском типаже - чертах его лица, в энергетике, в фигуре, в которых видна физическая сила, выносливость:




Такое лицо будет выглядеть вполне гармонично в контексте корабля или фермерского загона, в тертой "шершавой" джинсе или фланели. А это в свою очередь отражает и самого Гэтсби - парень не боится, пусть и фигурально, взять лопату в руки, помахать ею до седьмого пота и даже запачкаться. Его деньги и состояние связаны с идеей труда далеко не в стерильных условиях, требующего в том числе физической силы (или её идеи), выносливости. И типаж внешности отлично это подчеркивает.
Последующая благополучная жизнь героя, равно как и его костюмы, продолжают эту тему развивать и поддерживать: Гэтсби ездит на открытом всем ветрам кабриолете, плавает в бассейне и устраивает вечеринки на открытом воздухе. Соответсвенно мы часто видим ретро-спортивный и полу-спортивный колледж стиль, связанные с физической активностью:




обратите внимание на более "шершавую" фактуру пусть и однозначно дорогого пуловера

И даже когда от персонажа требуется больше изысканности и утонченности, наиболее удачными версиями оказываются не "жесткие"/"гладкие" версии костюма, а более расслабленные и фактурные/мягкие альтернативы.
Сравните: здесь Рэдфорд закованный в такой традиционный костюм...аки в броню.


Я бы сказала, что подобный образ лучше подойдет тому, чью внешность можно соотнести с более холодным "исходным материалом" - мрамором или металлом. Но не с более теплым деревом. И как подтверждение - вот адаптированные под его внешность смягченные и более расслабленные, в том числе с точки зрения цветов, и более "фактурные" варианты:







И еще одно подтверждение этому уже не из фильма. Даже на фото видно, что пиджак из более мягкой ткани (бархат или вельвет) гармонирует лучше с такими чертами лица, равно как и шарф, уложенный мягкими складками вместо более строгого и официального галстука:


И еще один интересный момент, отраженный в следующей сцене:


"Великий Гэтсби" это в том числе история противостояния "нуворишества", т.е. "новых денег" и традиции, т.е. "денег старых". А сам герой - своего рода символ этой денежной новизны. И об этом противостоянии свидетельствуют костюмы героев: Том, воплощение  "старых денег" - в наиболее традиционном светло-сером костюме, Ник - переходная стадия, в костюме светлом. И наконец, Джэй Гэтсби в костюме...розовом. Нувориш в полном смысле слова и no shit about it:


Как противовес, продублирую здесь Рэдфорда в более традиционном костюме, выглядящем на нем куда более тяжелым (как бы и говоря, что тяжесть "старых" денег не для него):


Итак, Роберт Рэдфорд со своим лицом благородного полу-принца полу-ковбоя почти на сорок лет прочно занял кино-полочку с надписью "Гэтсби". Однако в мае 2013-го Лурман представит публике нового Джэя Гэ:


Что поменялось (и поменялось ли) с выбором героя подобного типажа?
Начнем с того, что несмотря на то, что Лео уже никакой не "фермер" и даже не "полу-", не дайте более тонким чертам себя обмануть - хотя уже не такой однозначный как и Рэдфорд, Лео все еще не "гладкий" и это заметно по фотографиям его в молодости:


И тем более с течением лет:


И не дайте атласной бабочке обмануть вас, как сказал один из источников "Leo ain't no George Clooney", которому удивительно подходит ставший почти личной униформой гладкий черный костюм:



A я добавлю - и не Джон Хэм (более "гладкий" чем Клуни) тоже:



(*) Подсказка: уровень контрастности внешности и теплота vs. холод колорита

Как видим, типажу Лео некоторая шероховатость и обветренность с "открытого воздуха" оказывается весьма к лицу:


А это возвращает нас к выносливости и труду Джэя Гэтсби. Очевидно, по этой причине художники по костюмам особо не заморачивались, копируя костюмы Гэтсби-74 со скидкой на более современный крой:





Открытый всем ветрам кабриолет, бассеин и розовый костюм "new money" тоже присутствуют:




И все-таки, даже еще не посмотрев фильм, можно увидеть разницу между Гэтсби-Рэдфордом и Гэтсби-Ди Каприо. И нет, на этот раз дело не в костюмах, дело в энегретике внешности - в фигуре и в лице.
Ди Каприо это уже не открытый и сугубо положительный полу-ковбой - его черты и фигура более изящны и тонки, внешность не откровенно шершава, но скорее двояка.
Возвращаясь к уже обсуждаемой здесь теме "производного материала", то в то время как лицо Рэдфорда "выпиленно из дерева", у Ди Каприо оно прорисованно на плотной бумаге и прорисованно довольно тонкой кистью. И если Рэдфорда в виду этого можно отождествлять с исходящим от него теплом, но в типаже Лео больше холодности, меньше открытости, меньше "свойского парня" и тепла.
Таким образом получается куда менее однозначный Гэтсби, в котором "плюс" и "минус" замешаны в уже в другой пропорции. И это, пожалуй, делает его более сегодняшним, современным - как раз то, чем и известен режиссер Лурман еще со времен "Ромео&Джульетты" с тем же Ди Каприо на первых фронтах.
И скорее всего это потянет новую версию "Великого Г" уже в ином направлении, нежели в 74-м. С этим связян также и выбор совсем иной Дэйзи...Но об этом в следующий раз, так что stay tuned!

типажи, tv-lishious

Previous post Next post
Up