Дома у меня нет телевизора. Не потому, что так "просто сложилось". Так я захотела, так решила, и так убедила живущего на одной со мной жилплощади мужа. И все из-за того, что я искренне верю - телевизор = зло. Ибо полностью лишает тебя контроля. Даже при всем разнообразии и многотысячьи телеканалов, смотреть все равно приходится то, что показывают, и тогда, когда показывают. И если решено кем-то сверху, что в 17:03 должна идти реклама чипсов, никакие доводы [что ты как раз в процессе анализа выходного платья главной героини и связи его молочно-белого оттенка с линией сюжета] не помогут. Сиди и смотри рекламу чипсов. Поэтому телевизора нет, и все разнообразие и многотысячье прелестей телевидения подчинено теперь моему контролю. И смотрю я теперь то, что заблагорассудится, и когда закончу работу заблагорассудится.
А благорассудится мне в последнее время то, что поставляет пищу для размышлений не только интеллектуально-моральных, но и стиле-модно-профессиональных. Этим отчасти объясняется мое пристрастие к Mad Men (о чем свидетельствует вереница постов в этом блоге). Это привлекло меня и к Boardwalk Empire - костюмированным полу-гангстерским хроникам в Атлантик-сити в стиле 20-х.
Раскрывать заранее перепетии сюжета не буду - во избежание спойлеров тем, кто еще планирует просмотр. Скажу лишь, что развивается сюжет не спеша и с расстановкой, позволяя всем желающим внимательно рассмотреть и интерьеры и костюмы. Ибо, как и в Mad Men, декораторы и художники-костюмеры постарались на славу - старик Скорцезе, большой любитель "говорящих" костюмов и scenery, не пожалел на это монеты.
Что в этом для нас? Больше примеров и иллюстраций, как делать надо, как не надо, а для самых внимательных еще и пояснение - почему. А к удовольствию и во благо всех этот блог читающих - моя готовность проделать за вас некоторую наблюдательскую работу :) И сегодня мы приступим, начиная с моих наблюдений за стилем одной из главных женских фигур сериала - Маргарет. Тем более, что с первого своего появления на экране, она (и художники-костюмеры) преподносят нам ценный урок по сочетанию разных фактур в наряде.
Итак Маргарет - бедная служанка с окраины. И она встречает нас во всем своем...провинциальном облике. Конечно, от внимательного глаза не ускользнет, что черты её просят не просто элегантности, они требуют проявления в нарядах изысканного аристократизма. И это с точностью до наоборот используют стилисты, чтобы не только показать, насколько далека героиня от подходящего ей, но и намекнуть, что так дальше продолжаться не может на некоторый поворот в сюжете.
Художники по костюмам используют и смешивают здесь фактуры
И делают они это бесжалостоно - совсем не во благо Маргарет:
Рассматривая этот образ, я поспешила списать получившийся эффект на несочетаемость внешности героини и поверхностей, используемых в её одежды. Типаж актрисы мягкий, женственный, аристократичный. Несмотря на то, что по своему колориту девушка скорее всего Осень, энергетика её внешности более плавная, отчасти "летняя" и требует соответсвующего оформления шелками и туманами.
Но после того, как я прикинула этот образ на нескольких девушек с другими типажом и "зарядом" внешности, получилось, что смена действующего лица никак не повлияла на результат. Передо мной стоял все тот же образ бедной провинциалки и вчерашней эммигрантки. Вот тогда-то мне стало понятно, что дело здесь объективно в самом наряде, и гловное - в используемых фактурах.
Сочетание разных по своей фактуре материалов не редкость. Более того, в некоторых случаях оно даже приветсвуется. Все это, набившие оскомину, но от того не менее манящие ванильные девочки в платьях из кружева и грубых кожаных куртках и ботинках:
Или блузки такие тонкие, что кажется, что материал сейчас просочится сквозь пальцы, и удержать его сможет разве что жакет из грубой, как наждачная бумага, шерсти:
Все это мы видели. Знаем. Работает. Почему? Потому что взаимодействие фактур грамотно выстрено на контрастах. Контрастах плотности материала. Контрастах стоящих за этими материалами идеи. Контрастах, позволяющих каждой вещи/фактуре произнести свой монолог и в свою очередь.
А что происходит в наряде Маргарет?
Её вещи почти схожей плотности, почти схожего качества, почти схожего ценового сегмента. Явно выделяется в этом наряде лишь шляпа - из-за материала бархатистой фактуры. И это не случайно. Бархатистые материалы вызывают обычно ассоциации с богатством, с роскошью. Но особенно хорошо они передают обеднение - если материал вытертый/старый или находится вне своего контекста (как здесь).
И вот подобное трио "пальто, шарф и ни с чем не связанная шляпа" как раз придает наряду самый пролетарский и провинциальный налет. И это то самое впечатление, которое создатели костюма хотели здесь создать. Маргарет надела на себя то, что нашлось в доме. А в доме нашлось то, что привезено из Старого Света в Америку в чемодане. Это не ансамбль, чьи вещи подбирались вдумчиво. Это даже не наряд. Это просто набор вещей, чья единственная цель - функциональность. Результат? Очевидное впечатление бедности, простоватости, провинциальности. И естественно принадлежности к пролетариату (в плохом смысле этого слова).
Мораль?
Если коротко: правила сочетаемости фактур в наряде не так просты, как кажутся.
Если подлиннее: Весь наряд героини "убило" пресловутое "почти". Создавая единый ансамбль, необходима гармония. Достичь её можно иногда точным попаданием "один в один", ингда игрой контрастов. Так, если наряд total black/white, то непопадание оттенков "один в один" сделает образ провинциальным и дешевым. А вот если на вас синяя кожаная куртка, не стоит подбирать туфли "точно в тон" - это тоже будет выглядеть провинциально, слишком натужно, что убъет любой намек на спонтанность и шик.
Но вернемся к героине. Уберите из её наряда шляпу. А теперь замените "бабушкин" шарф на шелковую косынку - образ сразу станет на несколько ступеней гармоничнее (и дороже).
С другой стороны, её пальто черпает вдохновение из мужской одежды, как и этот грубый шарф. Плюс, пальто выглядит добротным, "сшитым на века" (*это видно и потому, как верно отметила одна френдесса, как сидит оно на фигуре, в частности, в плечах). На его фоне шарф выглядит особенно жалко. А теперь заменим шарф на более более "женственный" и мягкий. И дорогой, например, на кашемировый (и опять же, отставить шляпу!). Эффект получится соответствующий. Соответствующий хороший. Это благодаря одновременному применению принципов контрастов (мужское/женское) и схожести (добротно/дорого).
Не так просто, как кажется, but I think I've said already.