Сей пост был вдохновлен дискуссией,
разгоревшейся в комментариях о том, что есть личный стиль и сколько стилевых направлений могут поселиться в гардеробной одной женщины. Стоять в стороне я, конечно же, не смогла. Поэтому далее буду высказывать свое мнение, тем более, что художники-костюмеры "Безумцев" во главе с талантливой Janie Bryant уже позаботились о подходящем примере.
Итак, начнем с мнения, а дальше пойдут слайды.
Нередко, общаясь с потенциальной клиенткой, я убеждаюсь, что не напрасно трудится модно-глянцевая индустрия - девушки и женщины различных возрастов и рода занятий с легкостью отличают стиль сафари от милитари, а богемный шик от кантри. Поток "трендовых" новостей сообщает нам о смене модного курса уже даже не ежедневно, а ежечасно, сообщая, как часто должно обновляться гардеробное содержимое, а вслед за ним и мы сами. Другими словами, модная индустрия предлагает современной женщине свою стратегию построения гардероба. В ярком лозунге это могло бы прозвучать как "прочь застой - да здравствуют изменения!" Но стоит копнуть чуть глубже и ваша лопата упрется в старую и не очень добрую необходимость производителей одежды и сопутствующих товаров сводить концы с концами, а значит - с завидными постоянством и регулярностью наполнять шкафы потребителей новой одеждой. Как это сделать? Воспитать в нас пылкую любовь к изменениям, и в первую очередь в своем гардеробе. Благодаря этому в центр ставится определенный образ и создающая его одежда, а вам вместе в вашей внешностью приходится в свою очередь подтягиваться и соответствовать.
Интересно, что лучших соратников творцы сей идеи нашли в лице...модных блогеров. Ведь чтобы быть интересными читателям и почитателям, приходится постоянно выкладывать новый наряд, а с ограниченным и, главное, постоянным гардеробом это мало кому удается. Конечно, здесь стоит оговориться, что есть алмазы и самородки, ставящие перед собой цель показать своим поклонникам приемы и трюки креативного подхода к ограниченному набору одежды, но это редкость. Отсюда и теория конспирации - почему модная индустрия с таким энтузиазмом поддерживает, казалось бы, конкурентов - "модников с улицы"? А затем, что многие являются жрецами того же культа - постоянной смены образов и нарядов, порой без оглядки на такие параметры как типаж, заряд внешности, климат (кто-то еще не видел модного блогера в босоножках или открытых туфлях на фоне снежных сугробов?!) и образ жизни (если только образ жизни не сводится к ежедневному приготовлению наряда и его фотографированию).
А что хорошо для модной индустрии и модного блогера, не всегда подходит среднестатистическому человеку с работой, заботой, семьей и все-таки жгучим желанием хорошо и гармонично при этом выглядеть. Вот так и получается, что вместо того, чтобы задать вопрос "а подходит ли эта вещь мне?", мы спешим менять и изменяться. И рядом с пальто в стиле милитари в шкафу живут кантри-блузка и романтичное платье.
Работая с клиентом, я ставлю перед собой другую задачу. Моя цель - проанализировав внешность, образ жизни, темперамент, нащупать определенный мотив - нитку, посредством которой можно будет связать воедино все вещи гардероба клиентки. Так, чтобы каждая вещь в отдельности и несколько вещей, собранных в наряд, могли найти отклик в образе женщины, на которую это будет надето. Причем, не важно, будет это плащ или летняя блуза, деловой пиджак или платье. Важно, чтобы это были вещи, отражающие свою хозяйку. Другими словами я стремлюсь поставить человека в центр, заставляя одежду плясать и подстраиваться, а не наоборот. Да, в мире, где все ориентировано на перемены, непросто бывает устоять на месте.
И нет, я не поклонница застоя. Мы меняемся - меняются наши привычки, интересы, образ жизни. И в соответсвии с этим будет меняться и наша одежда. Но признайтесь, изменения личности - штука серьезная. А скольких вы знаете индивидов, меняющих свой темперамент, типаж и образ жизни, подобно трендам, ежесезонно? А еще, даже если какие-то изменения происходят, очень часто общий мотив (а значит и стержень стиля) остается неизменным.
Пожалуй, это отличный момент перейти от слов к иллюстрациям и показать, что я имею ввиду. А примером для нас сегодня послужит самая гламурная теле-домохозяйка десятилетия - "безумная" Бетти Дрейпер:
За пять сезонов Mad Men Бетти пережила немало перепетий - от путешествующей по всему миру моделик примерной и состоятельной домохозяйке, и от жены сложного, успешного и молодого рекламщика к жене солидного и "возрастного" политика. Менялась Бетти - менялся и её стиль.
Для того, чтобы понять мотив, необходимо проанализировать внешность Бетти. Что мы имеем? Имеем внешность мягко-"летнего" колорита. Присущую многим "летам" изысканность, элегантность и в тоже время сдержанность черт. Это "холодная" красота, самой известной обладательницой которой и сегодня остается Грейс Келли. К слову, именно с ней регулярно сравнивают в сериале Бетти.
И именно её образы нередко используются в качестве вдохновения для нарядов миссис Дрейпер №2.
Типаж внешности и энергетика Бетти отлично гармонируют с женственным силуэтом 50-х - эпохой, когда нежность и женственность снова вошли в моду после строгих и военных 50х. Но если мы хотим нащупать мотив, то не стоит зацикливаться лишь на одном стиле - необходимо расширить диапазон понятий.
Стиль Бетти требует женственности, нежности, мягкости, возможно, чувства незащищенности (иногда сочетающейся с некоторой инфантильностью). Именно эти качества следует отражать в её одежде - при помощи цветов, рисунков, фактур и, наконец, силуэта. Именно этот стержень лежит в основе личного стиля, и именно он не должен меняться несмотря на тренды и моду.
Вот что происходит, если Бетти делает наоборот - подобно многим женщинам сегодня - принебрегает своим мотивом, ставя наряд в центр:
Пожалуй, знаково, что первый наряд - воспоминание модельной молодости (своеобразный символ моды, живущий в гардеробе Бетти), а второй образ был создан ею для вечера в Милане - одной из столиц моды. Оба образа являют собой воплощение моды, оба далеки от типажа и стилевого мотива Бетти. Результат? - Внешность в этих образах существует отдельно, наряд/прическа/аксессуары - сами по себе.
А вот другой, тоже ультра-модный по тем временам образ, но уже созданный по мотивам типажа Бетти:
Здесь выражены и нежность, и мягкость, и женственность, и элегантность, и даже "холодность" и сдержанность её красоты - в соответсвующем рисунке, аксессуарах, силуэте.
А вот наряд, казалось бы, в абсолютно не подходящем стиле - милитари. Но здесь четко выверенны и сохранены мотивы личного стиля Бетти - сдержанности, "холодной" красоты (ледяной голубой цвет), нежности (цвет очень светлый, плюс - жемчужное ожерелье), элегантности (внимание на силуэт и на аксессуары). Пожалуй, это прекрасный пример, как можно подчинить моду собственной внешности:
Но я обещала вам показать, как можут меняться обстоятельства и вместе с ними стиль, и как при этом сохраняются мотивы. Для этого достаточно сравнить наряды Бетти во время её первого замужества - когда она, подтянутая и гламурная, отчаянно боролась за внимание мужа, сидя на диете даже во время беременности. И наряды во время замужества второго - с человеком солидным, спокойным, значительно старше неё. В результате и сама Бетти променяла гламур на солидность, став практически почтенной матроной. Дабы усугубить ситуацию, сценаристы даже приписали её дополнительных килограмм 10. Так что о сохранении одного силуэта не может быть и речи. Но в обоих случаях Бетти выглядит гармонично. Здесь поясню: не сравнивайте, где красивее и гламурнее, а где проще - естественно стройность в большинстве случаев выглядит привлекательнее полноты. Но посмотрите, сочетается ли наряд с внешностью, создается ли единая картинка, общий образ). Обратите внимание, какие используются цветовые сочетания, какие фактуры, какие детали и аксессуары - думаю, сложно не уловить "мотивное" сходство:
Улавливаете?