Когда, начиная работу над образом очередной клиентки, я спрашиваю, на какие изменения она расчитывает в конце процесса, у каждой второй в списке желаемых результатов маячит понятие «женственность». Особенно если речь идет о женщине, воспитанной в пост-советском пространстве вне зависимости от нынешней географии проживания. Не углубляясь в анализ причин почему, скажу, что мне понятно это стремление в эпоху комфорта, равноправия и джинс заново культивировать в себе и собственном стиле то зыбкое понятие, что навевает ассоциации с высокими каблуками и шифоном, но еще больше с тем временем, когда мужчина, открывающий перед вами двери, был само собой разумеющимся, как и неразделенный чек, придвинутый официантом в его сторону. С тех пор времена поменялись, а с ними модели поведения и одежда. Сегодня женщины голосуют, водят машину (кроме разве что некоротых мусульманских стран), платят за себя и носят джинсы. И это замечательно! Вот только подвижность, темп новой жизни и комфорт часто берут свое, так что освобождая в гардеробной место для удобства, его покидает женственность. По крайней мере, к такому заключению нередко сами приходят мои клиентки - отсюда и просьба и надежда на соответствующий результат в новом образе.
Но не будем увлекаться риторикой, тем более что на практике все еще интересней. Так, сообщая о своем желании чувствовать себя после преображении более женственной, многие клиентки тут же спешат добавить, что уже много лет не носят платья, не чувствуют себя комфортно в юбках и не любят, как выглядят в тонких летящих тканях и/или кружевах. И здесь мы подбираемся к основной теме этого поста: сколько ипостасей существует у женственности? Думаю, что для большинства из вас, читающих эти строки, ответ, предполагающий многоликость и многогранности жественности очевиден. Достаточно взглянуть на национальные костюмы разных народов, выражающие обычно традиционный взгляд того или иного общества на вопрос гендарных различий, и вы увидите абсолютно разные фактуры тканей, разный крой, юбки будут соперничать с шальварами, равно как и степень «открытости» тех или иных частей тела будет различной от региона к региону. Что лишь подтверждает уже известное: понятие «женственность» (как и «мужественность») и её проявление в одежде будет зависеть от многих факторов: культуры, истории, национальных ценностей, климата, наконец. А значит сегодня, в глобальном обществе совсем не обязательно подниматься на шпильки или примерять глубокое декольте, дабы почувствовать себя женственной. Что делает работу имидж-консультанта намного легче, позволяя в составлении женственного образа руководствоваться во-первых и в главных внешностью и типажом клиентки. Хочу показать вам пример, по горячим следам, так сказать.
На прошлой неделе я закончила работу на образом одной клиентки, чьей просьбой, в том числе было помочь её стать более женственной, а главным опасением - что я призову на помощь кружева, декольте и туманы. Рассматривая фотографии этой очаровательной женщины, первым порывом действительно могло стать желание создать для неё плавный силуэт струящегося платья какого-то приглушенного оттенка. Летний цветотип и глаза Ирины Алферовой так и просили этого.
Правда, чем больше фотографий я просматривала, тем больше убеждалась, что в отличие от той же Алферовой, свою традиционную «летнюю» женственность культивирующей и длинными волосами, и вырезами, и выбором тканей, и платьями, моя героиня коротко стрижет волосы (что весьма ей подходит) и настойчиво выбирает спортивный стиль в одежде. Её любовь к точным наукам и активный образ жизни подтолкнули меня идти в другом направлении. Тут-то мне и вспомнилось то самое легендарное кинематографическое перевоплощение, о котором многие из вас напомнили мне в комментариях к
посту о «перевертышах», а одна френдесса точно назвала «превращением руководителя в женщину». Конечно же, я говорю об истории перевоплощения Алисы Фрейндлих в фильме «Служебный роман». На мой взгляд, это отличное пособие по построению женственного образа для «летней» (и не только) женщины без использования традиционных «женственных» приемов (aka шпильки, кружева, шифон, романтичные шарфики, облегающие фигуру платья и тэ пэ).
Подобно моим собственным поискам, в своем стремлении похорошеть и измениться героиня фильма идет к своему женственному образу долгим путем, начиная с ожидаемого (и на мой взгляд ошибочного) образа «нежности и мягкости». Взгляните на этот образ:
Казалось бы, все сделано правильно: есть платье, есть плавный силуэт, есть цветочная расцветка и цветочная же брошь (и если присмотреться, даже цветочные серьги), есть шарфик... Но образ не работает. Почему? Именно потому, что для героини Фрейндлих он слишком женственный. Кстати, использовние в одном образе «всего и сразу»: макси-платья, цветочной расцветки и цветочной же брошки вкупе с шарфиком здесь не случайно - в этой сцене героиня чувствует себя некомфортно, неловко, «не в своей тарелке», и её наряд (и дисгармония, которую он создает) призван это подчеркнуть. Одежда не сочетается с типажем и энергетикой женщины, за счет чего и получается перегруженный и негармоничный образ.
Зато в конце фильма нас ждет приятный сюрприз и настоящее перевоплощение. Посмотрите на это платье:
Гармонично, не правда ли?
Платье это куда более геометрично - как в плане силуэта, так и расцветки. От него не веет ультра-женственностью, податливостью, мягкостью, зато правильное использование синего вместо более строгого черного смягчает образ. Но главной находкой является ворот платья и его сине-белая гамма. Присмотритесь - что они вам напоминают?
Морской костюм, конечно же! С одной стороны намек на форму (т.е. на строгость, что гармонирует с сильным характером героини), плюс ассоциации с открытым воздухом и физической активностью (опять же, намек на активную жизненную позицию героини). Но с другой стороны - что может быть роматичнее, чем море?!
Наверное поэтому элементы морского костюма использовались женщинами давно, а
в 20-х прошлого столетия, во время первого массового всплеска женского стремления к свободе и независимости, костюмы и платья с морской тематикой стали особенно популярны, в том числе и с легкой подачи Коко Шанель.
В "Служебном романе" эта самая производная «активной романтичности» в виде «морского» платья помогла героине Фрейндлих - сильной женщине, которой чужды кружева и цветочные броши - создать образ по-своему женственный (и даже романтичный), гармонирующий не только с её типажом, но и с характером (героини, естессно), а заодно подсказала мне, как помочь моей клиентке почувствовать себя более женственной без кружева и ощущения дискомфорта.