Мода после "короны" (часть II)

Mar 26, 2020 20:56


Кризис может стать фундаментом для будущих перемен, а также благодатной почвой для прогнозов. В связи этим я продолжаю серию «коронных» постов о том, как кризис может повлиять на наши предпочтения, на стиль и на индустрию моды в целом

Мой предыдущий пост уже посвящен тому, какие тренды ждать, когда закончится карантин, а сегодня говорим о переменах в долгосрочной перспективе - как может меняться мода и наши отношения с ней в будущем после «короны».



Мне вспоминается 2008 год, когда разразился экономический кризис. Как все, я каждый день нервно читала биржевые сводки. Паниковала как и все тоже. Однако где-то глубоко уже сидела мысль, что это может быть моментом перемен, возможностью менять и меняться.

Что, сколько и как будем мы покупать после того, как переживем кризис?Логичным казалось, что, потеряв столько средств, люди будут покупать значительно меньше. Особенно то, что у них уже в достатке есть, как одежду.

Такой сценарий мог бы вернуть нас в мир потребления прошлых десятилетий, когда вещи покупали на долгий срок и в меньших количествах. И потому выбирали более требовательно и придирчиво, с вниманием к качеству и деталям. Ибо «мы не так богаты, чтобы покупать дешевые вещи»!

Такой ход событий должен был привести и к возрождению «околомодных» профессий: портные, обувщики, скорняки, специалисты по починке и подгонки одежды. Как результат - больше людей в качественных вещах, выбранных со вниманием, подогнанных по конкретной фигуре.



Мы знаем, история пошла другим путем, наши привычки и модная индустрия развивались по другому сценарию. Да, после кризиса мы получили quiet luxury - «тихий / сдержанный люкс» без громко кричащих знаков статуса и огромных лого. Но параллельно «быстрая мода» продолжала набирать обороты, с модными трендами на один сезон и коллекциями масс-маркета, обновляющимися еженедельно.



Сейчас, в разгар карантина в мире уже слышны голоса, что вирус - это ответ самой природы на чрезменое и неразумное потребление, и модная индустрия в этом списке - один из явных лидеров. Но означает ли это, что в этот раз реформация [наших привычек и моды] неизбежны?

Думаю, что в этот раз шансы гораздо выше, т.к., в отличие от 12-ти лет назад, сегодняшний потребитель куда более подготовлен и созрел для изменений. В развитых странах разумное потребление, sustainability уже стало трендом. И нынешний кризис может стать катализатором, сделав это новой реальностью, подтолкнув большинство существенно снизить обороты [своего потребления].

Ответом на это может стать модель sharing, совместного потребления, когда  мы «делимся» уже произведенными, имеющимися в мире вещами. Это повысит готовность покупать сэконд-хэнд, винтаж, пользоваться услугами платформ для продажи и обмена вещами, а также сервисов вещей «на прокат» (и не только свадебных платьев). В таком сценарии снижается необходимость чрезмерного производства, а также может упасть интерес к сезонным (не статусным) must-haves и часто меняющимся трендам.



Вообще, интересно, как в этом сценарии будет развиваться вкус и предпочтения потребителей - какие вещи они станут выбирать, по каким принципам, без диктовки массовых трендов, массовой моды? *что думаете на этот счет вы, какие прогнозы?

Другой (или параллельный) сценарий - желание и готовность инвестировать в свой стиль и гардероб, покупая [дорогие] «безвременные» дизайнерские вещи. И значит, все, кто сейчас хоронят люксовый сегмент, могут очень сильно ошибаться.



Я лично считаю, что этот сегмент индустрии не умрет (и даже вряд ли существенно уменьшится). Слишком сильно его влияние, слишком много желающих. Скорее всего, как и в 2008-м он просто сделает еще один поворот, эволюционирует, подстроится под новую реальность и вкусы своих потребителей. И, как всегда, выживет.

И все-таки самый главный вопрос: после «короны», когда окончательно закончится карантин, будем ли мы покупать меньше? И если да, сделает ли это всех нас более придирчивыми к качеству вещей, более требовательными к их эстетике и стилю?

Будет ли это означать, что мы начнем больше прислушиваться к себе, искать «свои» вещи? Возможно, многие из нас придут к формуле личного стиля «повышенной концентрации»: один / два основных силуэта, несколько отобранных типов и фасонов вещей. Меньше стилевой вариативности в одном гардеробе, вместо этого один четкий стилевой вектор и...больше верности себе, без влияния внешнего «шума».



Что это означает? В первую очередь, меньший интерес с вещам масс-маркета, где коллекции обновляются едва ли не каждый день, но не обеспечивают надлежащего качества «долгоиграющей» вещи. И тем более не учитывают уникальные потребности покупателей, предлагая им подстроиться под меняющиеся тренды.

Такая модель потребления подталкивает искать и покупать вещи более уникальные и долгоиграющие (и значит, дорогие), отвечающие определенной эстетике и специфическим стилевым запросам. А это значит «звездный час» независимых дизайнеров и небольших / нишевых брендов. Тех, у кого есть ярко выраженное «стильное ДНК» - своя эстетика, свои ценности и нет стремления угодить всем покупателям на рынке.

Скорее всего, это приведет к развитию своей «домашней» модной индустрии, ведь местные дизайнеры лучше других понимают культуру и желания своих клиентов, а местное производство позволяет убедиться в его этичности - еще одна ценность нового потребления.

Расцвет локальной индустрии -  несомненный плюс, но... пока что для развитого «первого» мира. А вот что будет с миром «третьим» и даже «вторым», где происходит сейчас большая часть производства? Как отразится сжимающаяся экономика на жизнях сотен тысяч людей, занятых на производстве вещей для масс-маркета захламляющих сегодня планету? Получится ли у этой части подстроиться и эволюционировать в пост-кризисном мире?

Сегодня мы живем в удивительные, хоть и несколько сюрреалистичные времена, когда у нас как потребителей есть настоящая возможность влиять на будущее [модной] индустрии. И хотя пока что никто не может точно сказать, каким будет финальный результат, сам факт, что мы можем влиять и менять, уже значит немало (хотя и накладывает на нас определенную долю ответственности).

А какие сценарии развития и изменения моды видите в ближайшем будущем вы? И какие шаги готовы предпринять к положительным (как вы их видите) переменам?

шмотомоции, кризис, корона-вирус, корона, мода, стилист, мысли стилиста, стиль

Previous post Next post
Up