Друзья, всех с началом новой недели! А это значит, что после [незапланированного] двухнедельного перерыва время для очередного костюмного поста. И он снова посвящен героям “Игры престолов”.
Здесь до сегодняшнего дня мы разбирались с образами персонажей прекрасного пола, страдающих, плетущих интриги, соперничающих за влияние, ведущих бои, но в большинстве своем, бои закулисные. Однако не будем забывать, что на первой линии борбы за власть в “игропрестольном” мире (как и в реальном Средневековье) все-таки стоят мужчины. И их образы представляют не менее интересный материал для анализа костюмов. Ведь, обладая разным темпераментом, преследующие разные цели, представляющие разные типажи - все это находит отражение в их образах, благо жанр позволяет художникам быть не менее изобретательными, чем с образами героинь прекрасного [не]слабого пола.
“Игра престолов” - имя говорящее само за себя, отражающее непрекращающуюся борьбу за власть, которую ведут герои. Поэтому амбиция или отсутствие её, стремление получить власть и готовность или неготовность заплатить за это цену являются теми мотивами, которые формируют главных мужских персонажей, находя отражение и в их костюмах.
Роберт Баратеон, глава Семи Королевств, уверенный в непоколебимости своей власти и законности статуса короля, и при первой встрече со зрителем его образ транслирует монументальность, крепость и несвигаемость, физическую тяжесть - эффект, получаемый из-за сочетания грузного тела и плотно облегающего костюма из крепкой кожи.
Костюм короля выполнен в одном темном цвете. Такая монохромность превращает его в глыбу и может подразумевает уверенность в себе, отсутствие сомнений [касательно собственной силы и статуса короля], целостность. В таком облачении Роберт Баратеон похож за мощного медведя, “лесного короля”.
И это неизбежное сравнение уже в начале намекает на противостояние с другим царственным животным - львом, являющимся символом клана его жены, которая спит и видит, как сбросить мужа с трона.
Как подтверждение этому, даже находясь рядом с королем, королева надевает накидку, украшенную двумя красными львами - символом её родового клана, а не клана супруга:
Свой статус короля Роберт Баратеон завоевал не путем политических альянсов и интриг, а на поле боя, оказываясь не королем-политиком, а королем-воином. Вот почему его костюм построен на основе военного, который в свою очередь и по признанию художников по костюмам был вдохновлен традиционной одеждой японскихс воинов-самураев.
Военные мотивы присутствуют не только в походных и охотничьих образах короля, но и в его торжественных нарядах. Так, у его королевских камзолов "укрепленная” линия плеч, подчеркивающую власть Роберта и его статус. Кроме того мы видим кожаные, а не мягкие тканевые рукава, говорящие о крепости, мужественности, силе.
А в одном из костюмов рукава дополнены металлической отделкой, имитирующей военную кольчугу:
И вместе с этим Роберт - первый человек Семи Королевств, а потому обладает не только властью, но также богатством и статусом. Как следствие, его одежда сочетает военные мотивы с роскошью, выделяя его не только среди его собственных солдат, но и среди друзей, близких ему по духу, как семейство Старков. Последние, будучи потомственными северянами, не обладают богатством, и их одежда выглядит значительно более простой на фоне королевского наряда, включающего накидку из дорогой ткани, обитую густым темным мехом.
Кроме того, костюмы здесь снова строят определенные ассоциативные цепочки. Так, если Роберт в своей коричневой меховой накидке это повелитель-медведь, то Эддард Страрк - его верный волк (это животное и является символом северного клана), сходство с которым можно углядеть и в чертах героя, и в том, что его одежда обита волчьим мехом.
И вместе с этим Эддард Старк один из самых близких королю людей, с которым у него куда больше общего, нежели с представителями других кланов и придворными. И эта близость героев отражена в их костюмах. Так, подобно самому королю, даже в южной столице северянин Эддард Старк продолжает отдавать предпочтение сдержанным и фактически военным одеждам. Верхняя часть, имитирующая латы, сшита из кожи.
Это подчеркивает, что, подобно королю Роберту, Эддард - воин, а не политик-интриган, человек, крепко стоящий обеими ногами на земле, рассчитывающий на себя, верящий в прямоту и собственные силы.
И оставаясь верным своим принципам до самого конца, Эддард также остается традиционным северянином. Под кожаными латами он продолжает носить нательную рубашку синего цвета и из грубоватой домотканной материи.
Эта вещь символизирует его связь с домом и семьей: синий “водяной” цвет связывает его с женой (это традиционный цвет её клана), равно как и традиционная северная форма ворота, какую мы видим и в женских нарядах его супруги и дочерей, что дополнительно подчеркивает, что помимо верного воина, Эддард еще и преданный семьянин и человек, не предающий свои принципы.
И насколько близким по духу к правящему королю оказывается его многолетний друг и соратник, настолько разными оказываются Роберт и его кровные родственники - братья Станнис и Ренли. Естественно, эта разница нашла отражение в их образах и костюмах.Так, Станнис, подобно своему брату-королю, также видит себя исключительно в роли полководца, воина. Однако в отличие от Роберта, ему чужда склонность к наслаждениям, роскоши, земным благам. Станнис - воин-спартанец, и потому, в отличие от располневшего и “обмякшего” Роберта, он сохраняет физическую подтянутость на грани худобы, его атлетичность поджарая, сухая. И точно также его наряды транслируют чрезмерную строгость, сдержанность, почти аскетичность.
Под стать замку, в котором он живет, наряды Станниса темные, из плотных и жестких материалов.
Более того, большую часть времени мы видим его в его рыцарских латах, где тоже явно чувствуется самурайский мотив.
Однако, что особенно интересно, это как в костюмах Станниса подчеркнута его вера исключительно в физическую силу, в правление “жеской рукой”. Его латы фактически имитируют мышечный корсет, так что Станнис в них кажется живым воплощением атлетичности и физической мужественности.
Прием, к слову, не новый. Такое воплощение физической силы в одежде мы находим в костюмах некоторых супер-героев, наиболее ярким примером чему является трансформированный костюм Бэтмена, где одежда по сути является вторым мышечным корсетом.
Таким образом акцент делается на силе, физической крепости, атлетичности - именно этим Бэтмен побеждает своих врагов, а Станнис Баратеон надеется захватить власть и удержаться на Железном Троне.
Это также создает определенную динамику между Станнисом и окружающими его. Так, готовые идти за ним солдаты, видят в нем сильного полководца и воина, заслуживающего уважения, поэтому в их латах повторяются мотивы костюма Станниса, подчеркивая, что он вдохновение и пример для подражания:
Зато Красная Ведьма Меллисандра наоборот, она ни в коей мере не находится под влиянием Станниса. И её собственная сила не имеет ничего общего с физической крепостью - силуэт её наряда мягкий за счет объемной драпировки в отличие от жестких лат Станниса (*подчеркивая, что и сила её в другом, не физическая).
И практически полной противоположностью оказывается младший из Баратеонов, Ренли. Выросший при дворе, когда его старший брат Роберт уже стал королем, Ренли вырос в богатстве, в окружении предметов роскоши и далеко от поля боя. Поэтому, несмотря на то, что мы видим его в рыцарском облачении, Ренли придворный рыцарь, но далеко не воин, и в отличие от Станниса, физическая сила не его конек, что мастерски отражено в его костюмах.
Так, под латами, которые сами по себе золотистого цвета и больше символизирую богатство и высокий статус, нежели силу и воинственность, Ренли носит роскошно расшитый костюм из мягкого бархата (противополжный “мышечно-атлетичному” костюму Станниса).
Интересно, что подобные бархатные латы носит еще один рыцарь - сир Лорас Тирелл, являющийся не только рыцарем и соратником Ренли, но и его любовником (так костюмы визуально связывают между собой этих героев).
Их связь, также подчеркивается схожими накидками, которые носят оба, дополнительно визуально смягчая силуэт.
Так художники, возможно, воплощают стереотип, что мужчина, предпочитающий мужчин, мягок и не может быть по-настоящему крепким, как Станнис или Роберт. Различие с последним мы видим еще и при сравнении их корон - массивной и крупной (как сам Роберт-король) и изящной (как более утонченный Ренли).
И если в случае Ренли стереотипы о гомосексуальности выражены с тонкостью, то его любовник Лорас является едва ли не ходячим их воплощением:
От типажа актера с изящными тонкими чертами лица и кудрявыми светлыми волосами, до костюмов, где даже рыцарские латы украшены искусно выкованными цветами - одновременно символ женственности, но вместе с этим символ клана Тирелл, к которому принадлежит этот рыцарь. Что придает интересную двойственность цветочным мотивам в его нарядах, подчеркивая, насколько продуманными являются костюмы. “Игры престолов”.
И совсем иную сторону мужественности и силы представляют костюмы главного соперничающего за власть клана Ланнистеров, но об этом (и не только) уже в следующем посте - продолжение следует...
На сегодня у меня все. А если вы только что пришли или что-то пропустили, то предыдущие разборы других героинь можно найти в моем Жжурнале по тэгу
ИграПрестолов.
И уже по традиции, небольшая просьба ко всем, кому нравится эта серия постов о костюмах "Игры престолов": будет здорово, если отличную работу художников по костюмам (и результат) смогут оценить многие поклонники этого сериала. Поэтому буду благодарна всем за репост этого и других "костюмных" постов, в том числе в сообществах и соц.сетях, посвященных "Игре престолов" (здесь в ЖЖ, в FB, Vkontakte и др.). Спасибо!