"Костюмные" понедельники: Темная Санса

Sep 22, 2015 11:08



Как, снова начало недели?! Значит, замечательно, потому что уже готов свежий пост, посвященный образам и костюмам героев "Игры престолов". И сегодня, как я и обещала в прошлый раз, мы обратимся к образам героини, которая [благодаря команде художников по костюмам, конечно же] преподнесла зрителям стильную трансформацию столь яркую, сколько и неожиданную. Думаю, многие из вас уже догадались, что в этот понедельник центром внимания будет Старк. Санса Старк.






Итак, в прошлый разы мы оставили Сансу пленницей в королевской столице, чьи надежды на счастливую судьбу, кажется, окончательно разрушены браком по неволе с одним из представителей клана Ланнистеров, её мучителей и врагов её семьи. И хотя новый супруг оказался едва ли не единственным человеком, относящимся к ней с теплотой и вниманием, далекий от образа романтичного принца, о котором с детства грезила Санса, он все еще принадлежит к клану врага. И заключая с ним брак, Санса кажется себе и окружающим полностью покоренной. Что мастерски отражено в её роскошном венчальном наряде (подробно о символизме этого образа здесь):



И как это символизируют скрещенные ленты свадебного наряда на её груди, оставаясь в столице и теперь уже в браке Санса продолжает ощущать себя несвободной, связанной, покоренной "львиным" кланом Ланнистеров (о чем красноречиво свидетельствуют доминирующие красный и золотой - семейный цвета Ланнистеров, а также обилие львов в рисунке наряда).
Более того, семейная жизнь начинается для Сансы с траура из-за пришедших в столицу новостей об убийстве её матери и брата. Не имеющая возможности откровенно скорбить (и соответственно носить настоящий траур) в королевской столице, среди своих врагов, Санса делает это молчаливо, посредством ей понятных символов и полунамеков. Так, в качестве траурного она выбирает следующее платье, уже появлявшееся на экране в предыдущем сезоне:




Платье приглушенного фиолетово цвета. С одной стороны, неяркое, чтобы не привлекать лишнее внимание к Сансе со стороны других обитателей королевского замка, позволяя героине побыть один на один с её. С другой стороны, это фиолетовый цвет - уже не голубой оттенок наивной и роматничной юности и не розовый, связывавший героиню с правящей королевской семьей после её прибытия в столицу. Этот цвет Санса выбрала для себя сама (одно из редких самостоятельных решений, которые она все еще может принимать, будучи заложницей власти), что символизирует, пусть и маленький, но шаг в сторону собственной независимости.
Плюс, фактура платья, с одной стороны, похожа на кольчугу, символизируя попытку Сансы хотя бы символично защитить себя от окружающих врагов. С другой стороны, эта фактура - рыбья чешуя, что связывает героиню с её матерью леди Кейтлин Старк, родом из клана Талли, чей геральдический знак "водный" - рыба. Так что скорбя о матери, Санса надевает тот наряд, который максимально её к ней приближает.

Наша следующая встреча с Сансой произойдет уже во время свадебного пира, где она, не зная того, буквально оказалась орудием убийства короля, что в свою очередь открыло для неё путь к свободе. События весьма драматичные, поэтому образ Сансы, созданный художниками для этих сцен, особенно интересен:



Если анализировать лишь поверхностно, образ Сансы на этом торжестве в очередной раз подчеркивает её положение узницы Ланнистеров. Так, её прическа копирует прическу правящей королевы Серсеи (*при том, что с приходом новой невесты короля этот стиль становится все менее модным, и имей она такую возможность, молодая девушка Санса скорее всего выбрала бы для себя более трендовый вариант в стиле Маргери).




Плюс, фасон платья также в традиционном столичном стиле (что тоже имитирует платья королевы Серсеи, а не более "трендовые" наряды Маргери).

Но вместе с этим платье Сансы все того же приглушенного фиолетового оттенка, который она сама выбрала как "свой" цвет. На нем нет никаких рисунков, что может означать для героини "чистый лист" - возможность начать новую жизнь, где она будет вольна делать собственный выбор. Каким образом? Об этом отчасти может намекать и фактура ткани, выбранной для платья. Подумайте, что она вам напоминает? А теперь задержите эту мысль в голове - мы к ней её вернемся.



И еще один символ спрятан в этом наряде Сансы, ведь именно она пронесла на торжество яд, которым отравили короля, принесла в одном из камней своего (фиолетового!) ожерелья. Так что в этом наряде Санса как бы символизирует собой смертоностный драгоценный камень, что оказалось ценой её собственной свободы.

Бежав из столицы, Санса отправляется к сестре своей матери, правящей в одном из княжеств. А т.к. путешествует она под чужой личиной, то и костюм её подобран соответственно - поверх лилового платья накинут темный плащ.



Плащ, кстати, темного аквамаринового оттенка, что позволяет вспомнить, что это цвет водной стихии (а это семейные цвета клана её матери). И эту комбинацию фиолетового платья и темного плаща можно интерпретировать по-разному: ищет ли героиня защиту под крылом у своей тетки, или "маскируется" от неё, скрывая истинное "я"?



Одно очевидно: нет родственной любви между этими двумя, что и отражает "диалог" их костюмов - платья героинь противоречащих друг другу цветов, они отличаются и силуэтом, и стилем. Такая динамика отражает скорее конфликт, нежели близость или поддержку.



Поддержку на этом этапе Санса находит в лице человека, привезшего её сюда:



Их костюмы как раз связаны темным цветом - союз, предвещающий...Рождение новой, "темной" Сансы. Сансы, способной на преступление, на ложь - ходы, которым она научилась за годы своего плена в столице, находясь вблизи и наблюдая интриги правящего клана.



Великолепный наряд знаменует этот переход Сансы на другую сторону. Думаю, что его символичность прозрачна, понятна практически каждому.




Черное платье расшитое перьями воронов - мотив, неминуемо уподобляющий Сансу другим "темным королевам", самая известная из последних, королева-ворон Равенна в "Белоснежка и охотник".





черный "вороний" наряд королевы Равенны, "Белоснежка и охотник"

Однако помимо этих очевидных вещей, есть и интересные костюмные моменты. Так, говоря об этом образе Сансы, главная художница по костюмам Мишель Клэптон отметила, что её важно было создать такое платье, чтобы оно выглядело правдоподобным в контексте истории. Ведь предполагается, что Санса сама сшила это платье (знаменуя таким образом свой выход на новый уровень) - факт, который ничему не противоречит, т.к. ранее отмечалось, что Санса еще в детстве шила свои платья.
Другой вопрос: из чего может сшить себе платье скрывающаяся в чужом замке принцесса?! Поэтому, по словам Клэптон, художникам важно было создать платье, как будто сделанное из подручных материалов. Так, основой могло быть одно из старых платьев Сансы, её матери, когда-то жившей здесь, или переделанное платье тетки. Тот факт, что Санса красит волосы в темный цвет, предполагает, что под рукой у нее есть пигменты, в том числе и чтобы покрасить платье. Это может объяснить черный цвет.
Отделка платья - перья посыльных воронов, что Санса могла найти в избытке в любом замке. А новым аксессуаром Сансы становится ожерелье из подручных швейных инструментов, в частности, длинной острой иглы (*ведь "Игла" это еще шпага сестры Сансы, Арьи - т.е. у каждой из сестер свое оружие в этой войне за выживание, у кого меч, а у кого - иголка). Так получается, что героиня наконец собственноручно шьет свою будущую судьбу.

Что до союзников, то главным кажется пока один из хитрых советников короля, который и помог ей бежать из столицы. Это подчеркивают их идентичные темные наряды.



А вот правильность такого выбора союзника оказывается очень скоро под вопросом, ибо он легко готов оставить Сансу один на один с людьми, убившими её семью, захватившими её родной дом и славящимися своей жестокостью.

На первом этапе героиня все еще пытается удержать свою только приобретенную силу. В свой родовой замок она прибывает в том же "вороньем" платье. Правда, на этот раз поверх платья снова надет плащ, чьи завязки скрещиваются на груди, напоминая веревки.  Это как будто предрекает, что "ворон окажется в клетке" - заходя в свой родовой замок, Санса снова будет пленницей.


интересно на этом этапе сравнить наряд Сансы с нарядом Миранды, ведь у обеих на груди шнуровка,
однако в случае Сансы завязки плаща похожи на связывающие её веревки, тогда как у Миранды это уподобление мужскому костюму, что (как и сам кожаный жилет) символизирует её силу, свободу


По прибытию Санса пытается удержаться за свое новое сильное "я", появляясь в еще одном черном платье.



Присмотритесь, и вы увидите, что это то самое платье, которое было на ней во время свадебного торжества, теперь окрашеное в черный. На героине все еще её ожерелье с иглой, но вместе с ним в образе снова появляются крылатые создания, символизируя, что под крепостью "темной Сансы" находится слабость, уязвимость и хрупкость.

И, как я обещала, вернемся к фактуре этого платья, которая может напоминать...



Что символизирует возвращение Сансы домой - в её родовой замок, близко к её культуре существования в природе, к религии, почитающей деревья. Не зря в ответ на запугивания со стороны служанки, героиня гордо указывает на её место, отвечая, что в этом замке она истинная хозяйка,



Однако сила Сансы истощается, когда она (снова против своей воли) оказывается официально помолвленна с одним из захватчиков её родового замка, с одним из убийц её семьи. Героиня теряет свои свободу и силу. И черные платья сменяются платьем тусклого цвета. Возможно, это одно из старых платьев её матери, оставшихся в замке со старых времер, о чем свидетельствует характерная форма горловины. Но выглядит в нем героиня потухшей, ослабленной:






И все это ведет к печальной кульминации в образе нового свадебного наряда героини:



Детали наряда, равно как и вернувшися рыжий цвет волос, связывают героиню с её прошлым, проведенным в семейном замке, в частности, с её матерью (тоже рыжеволосой). У платья снова традиционная северная горловина, какую носила мать Сансы, фактура платья опять напоминает чешую, а вместо бабочек/крылаток его украшают подвески в форме рыб (символ клана матери Сансы).



Однако этот наряд отражает и личные перемены в героине. Черный цвет силы и уверенности в себе сменился на белый, символизирующий одновременно юность и невинность невесты. Но также подчеркивая, что Санса - будущая королева севера, о чем свидетельствуют тяжелая ткань платья (фактически пальто) и меховые "крылья" в качестве основной детали.



И говоря о северной королеве, хочется сравнить это платье с нарядом другой северной королеве - Колдуньи из "Нарнии".



При этом интересно, как столь тяжелый, монументальный наряд не подавляет собой Тильду Суинтон с её точенными чертами лица такой наряда и острыми локтями и плечами. Из-за этой разницы типажей, а еще из-за несколько иной формы силуэта и разницы в деталях, конечный результат получается другим.




У Сансы меховая отделка платья - как "крылья", сложенные на плечах, пригибающие её  (в отличие от открывающих шею и плечи нарядов Суинтон). Так что свадебный наряд превращает Сансу Старк в красивое крупное северное животное, пойманное и ведомое в неволю.



Что и позволяет понять, что счастливой в этом браке Санса не будет. А будет снова пленницей своего жестокого мужа.



Как сложится дальше её судьба, и какие еще костюмные трансформации можно ожидать от Сансы, мы вместе узнаем только после выхода следующего сезона. Однако "в запасе" осталось еще несколько "не разобранных" героинь "Игры престолов", так что продолжение следует!..

П.С.
И на прощание моя традиционная просьба ко всем читающим эти "костюмные" посты и поклонникам "Игры престолов". Друзья, будет здорово, если великолепные костюмы "Игры" (и работу художников по костюмам) смогут оценить и другие поклонники этого сериала. Поэтому я буду благодарна всем за репост этого и других "костюмных" постов, в том числе в сообществах и соц.сетях, посвященных "Игре престолов" (здесь в ЖЖ, в FB, Vkontakte и др.).

И да, если вы что-то пропустили или только впервые пришли, все предыдущие разборы этой и других героинь можно найти в моем Жжурнале по тэгу ИграПрестолов.

Спасибо!

типажи, кино-образие, tv-lishious, костюмы, ИграПрестолов

Previous post Next post
Up