"Стокер": капли крови на кашемире

Sep 11, 2014 04:22

Вот уже вторую неделю ряд форс-мажоров задерживает мои "костюмные" понедельники. И так как первый, кому не хватает подобных кино-разборов c'est moi, то "костюмным" объявляется сегодняшний четверг, пусть и внепланово. Тем более, что в моих архивах уже давто томится великолепный кандидат, давно ждущий своей очереди.

Те, кто уже читали и читают этот блог, наверняка успели заметить, что при общей любви к кинематографу я с особенной трепетностью отношусь к фильмам, напоминающим картины, изобилующие скурпулезно прописанными деталями. Такие картины можно рассматривать часами, а фильмы - неоднократно пересматривать, т.к. свои секреты они отдают постепенно, не спеша, каждый раз отодвигая еще один лепесток, за которым обнаруживается еще одна "говорящая" деталь, еще один символ.

"Стокер", первый англоязычный проект корейца Пак Чхан Ука оказался именно таким полотном, с чьей канвы музыка, костюмы и дизайн интерьеров рассказывают зрителю историю не менее красновечиво, чем актерские реплики. Поэтому сегодняшний пост будет посвящен именно этой мрачной и эффектной сказке. И в частности, той её версии, которую рассказывают костюмы главных героев.



К моменту выхода картины на экран некоторые критики успели назвать "Стокер" современной версией "Гамлета", ибо сюжет складывается вокруг смерти отца, трагедии его юной дочери Индии и романтического напряжения, возникающего между матерью семейства Эвелин и внезапно (и ниоткуда) появившегося дяди Чарли. Однако на этом сходство с бессмертным шекспировским шедевром заканчивается. И если "Гамлет" - история отчаяния и мести, то "Стокер" - это история взросления и становления. И эту историю с экрана рассказывают не только сами персонажи, но и их костюмы.

Одним из впечатлений, не покидавших меня весь фильм (и подтвержденным художниками по костюмам Куртом Свонсоном и Бартом Мюллером в их увлекательном интервью на тему), было впечатление, что история семьи Стокер это история вне времени. Почти удивительно, но рассматривая костюмы трех главных героев, сложно однозначно сказать, идет ли речь о сегодняшнем дне или о прошлом. С одной стороны в каждом из костюмов чувствуется налет ретро, однако при этом, как отметили сами художники по костюмам ни в одном из них не использовались по-настоящему винтажные вещи. И это, как мне кажется, чувствуется, особенно если начать рассматривать крой и детали.



О том, что события этого камерного триллера происходят сегодня, сообщают скорее эпизодические персонажи (и их откровенно современная одежда), всегда появляющиеся в кадре совсем не надолго.

У этого эффекта "вне времени" есть, как мне кажется, в первую очередь следующая цель - полностью вытеснить из кадра характерную для современного мира спешку, динамичность, стремительность. В мире, где живут Стокеры, время идет медленнее, что добавляет некоторую меланхолию в атмосферу, делая историю более камерной и интимной. А еще это намекает на неизбежность, и есть что-то зловещее в предопределенности финала...

Однако это не единственная причина не привязывать персонажей к определенному времени (в частности, к современности) посредством костюма. Более того, в случае главной героини эта цель - выделить её среди сверстников.



Как я уже говорила, "Стокер" это в первую очредь история взросления, превращения главной героини из девочки в женщину. Поэтому не удивительно, что большую часть фильма мы наблюдаем Индию Стокер в ансамбле из простой расклешенной юбки, сорочки, застегнутой на все пуговицы и заправленной за пояс и неизменных черно-белых оксфордов на прямой подошве. Наряд настолько сдержанный, что не несет в себе никакого женственного/чувственного/сексуального заряда => это действительно наряд девочки.

Плюс, сочетание юбки подобного силуэта и длиной фактически до колена с оксфордами также отправляет нас к женским образам прошлого:


Это, опять же, должно в том числе выделять Индию среди сверстников, одетых в современную одежду, как бы подчеркивая, что она - не часть этой толпы, она из другой реальности, из другой жизни. Её жизнь - в стенах её дома, такого же несовременного и немного этим мистического. И, наверное, чтобы подчеркнуть это, художники по костюмам добавили в гардероб Индии зеленый кашемировый кардиган, скоординированный по цвету со стенами её дома => ибо Индия есть часть дома, а дом - часть Индии:


Еще одна интересная деталь, которую можно наблюдать в костюмах героини, это симметричность. В своем интервью художники по костюмам Курт Свонсон и Барт Мюллер даже признались, что по просьбе режиссера на одну из блуз Индии пришлось добавить дополнительный нагрудный карман, дабы возникла симметричность. Сами художники и режиссер объясняют это желанием подчеркнуть почти пугающую одержимость главной героини деталями (*достаточно вспомнить, что на уроке рисования она рисует узор внуренней части вазы, вместо вазы с цветами).  Мне же, ввиду того, что речь идет о зловещей сказке о взрослении, вспомнился образ другой мрачной маленькой девочки, в чьем образе доминировала симметрия (и чье сходство с Индией Стокер сложно отрицать):



Уэнздей (Среда) Аддамс из "Семейки Аддамс"
и Индиа Стокер


Четкость, сдержанность, симметричность костюмов Индии призваны создать чувственно холодный и ультра-сдержанный образ - образ девочки, в которой еще не проснулись сексуальность и женственность. И распускаться внутри главной героини они начнут под влиянием внезапно появившегося в её жизни загадочного и обаятельного дяди. Посмотрите, как замечально подходит для этой сцены все тот же зеленый кардиган - напоминающий о молодой зелени, символизирующий распускающиеся новые качества:



И если в этой сцене "зарождения" и кардиган, и блуза Индии все еще плотно застегнуты, то к концу фильма внимательный зритель увидит уже по-женски расстегнутую верхнюю пуговицу шелковой блузки => так через новый взгляд на одеждуна глазах у зрителя главная героиня взрослеет, уходя от асексуальной девичьести в женственность:



Однако самым главным, самым красноречивым элементом, рассказывающим историю Индии Стокер посредством костюма, является, несомненно обувь:



В течение всей недолгой жизни на свой день рождения Индия ежегодно получала в подарок новую пару черно-белых оксфордов (известных как saddle shoes). Сценарий заложил в эту неизменную пару туфель немало смысла. Для тех, кто фильм еще не смотрел, не буду раскрывать интригу полностью, поэтому сразу же обратимся к символизму.

Первое и простое: как и другие "девичье-школьные" элементы, такая ретро-обувь призвана выделять Индию из толпы светстников, подчеркивая, что она не стремиться быть ни актуальной в их глазах, ни тем более сексуальной. Однако, давайте посмотрим внимательнее: черное и белое - добро и зло => кто победит в душе Индии? - Шансы, кажется, равны, пока она носит такие туфли.
*Правда, можно "заморочиться" и сказать, что т.к. черное находится поверх белого (черная союзка нашита поверх белых берцов), то темнота уже доминирует в душе своей хозяйки. И чтобы это подтвердить...



Чтобы понять символику этой сцены, не нужно быть особенно прозорливым => черно белые "школьные" оксфорды сменены на черные остроносые "шпильки" из крокодиловой кожи. Черный + кожа одного из опаснейших хищников в природе => кажется, главную героиню этой сказки ждет альтернативный конец, и она не превратится в добрую сказочную принцессу...

Приоткрою завесу и скажу, что не обошлось без влияния все того же загадочно-очаровательного дяди Чарли, появившегося в жизни дочери и матери Стокер в день похорон Стокера-старшего, его брата:



Костюмы этого персонажа весьма однообразы, и именно в этом однообразии оказывается вложенный в них смысл. Почти в каждой сцене Чарли появляется в кашемире - изысканный мягкий материал, притягательный как сам молодой дядюшка.




Также, нередко в его костюмах можно уловить preppy-мотив - опять же, сигнал о его молодости, однако, не только... Традиционно preppy - стиль студентов, стиль молодых. И выбирая этот стиля для себя, Чарли подчеркивает для зрителя свое стремление остаться (или застрять?) в юности почему и зачем - знают те, кто уже посмотрел фильм

И еще несколько "костюмных" деталей можно увидеть, если наблюдать за Чарли. В первую очередь, это его связь с цветом. Желтым цветом. С одной стороны - цветом тепла и солнца, с другой - цветом, предупреждающим об опасности. Именно в этих, казалось бы, таких разных образах, видят дядю Чарли мать и дочь - Эвелин и Индия Стокер.

Последняя изначально не доверяет ему, видит в Чарли опасность. А потому всячески пытается отдалиться, отказывается принимать все, что с ним связано, ибо желтый зонтик это не просто зонтик в дождливый день, это влияние Чарли:



Зато первая, Эвелин/Эви, мать Индии, полностью попадает под его чары - для неё вновьприбывший Чарли источник тепла:



И находясь в его лучах, Эви переживает трансформацию собственную, которая восхитительно отражена в её костюмах. Так мы впервые встречаем Эви на похоронах - она в черном лаконичном платье. Но как отличается её образ от образа её дочери! Если на Индии глухой асексуальный "школьный" наряд, полностью лишенный аксессуаров, то у Эви черная вуаль и веер сигнализируют о женственности, о романтичности, о готовности податься мужскому обаянию, соблазнять и быть соблазненной.

Так что не удивительно, что с появлением в её жизни обаятельного "солнечного" Чарли, Эвелин расцветает. В буквальном "костюмном" смысле:



Цветочные мотивы, выбранные художниками для костюмов Николь Кидман, должны по их словам, показать, что эта женщина переживает свой новый расцвет. Причем лично меня особено зацепили не более очевидные блузы с цветочным рисунком, а следующие наряды Эви, где именно форма блузы/халата делает её саму похожей на нежный цветок с лепестками:





Однако при всей своей красоте, цветок влюбленности - вещь хрупкая. И помните, что "Стокер" это мрачная сказка. А в такой что может ждать влюбленную женщину? Без слов можно предсказать это по костюмам героев - посмотрите внимательно на Чарли в следующих сценах:



С жентсвенной и цветущей, влюбленной в него Эви он в нейтральной рубашке - строгой, холодной, не выражающей ничего. Зато рядом с Индией вместо рубашки на нем...мягкий кашемир, как раз созвучный её кашемировому кардигану:



А где есть несчастная любовь, будет и трагическая развязка, нашедшая воплощение фантастической по своей красоте и детальности сцене:



С одной стороны - Он. В желтом. С его стороны - постель с таким же желто-золотым покрывалом => соблазн, обещание тепла и одновременно предупреждение об опасности. А с другой стороны - Она. В аквамариновом. И с её стороны - буйна зелень, как символ распустившегося чувства, надежды, новой жизни, любви.

*А между героями - зеленый столб (желтый + голубой = зеленый). И если вы помните, в зеленом часто Индия, чувствующая себя интегральной частью дома:


Так, без слов, одним языком костюмов и интерьера перед нами разворачивается полноценная семейная "треугольная" драма. И отдельная роль отведена в этом акте потрясающему платью Николь Кидман (изготовленному специально для фильма дизайнером Eli Saab):



Платье, в котором Эви хотела быть на вершине собственной, вновь распустившейся женственности и обольстительности. И квинтэссенция соблазна в сочетание прозрачного кружева и прозрачного тюля. Но это на первый взгляд. Признаюсь, что сама я об этом не думала, однако в своем интервью художники по костюмам отметили, что одной из идей режиссера было показать Эвелин Стокер в качестве женщины, ослепленной любовью и потому оказавшейся в клетке. И кружево, облегающее её тело как раз эту клетку символизирует. Как символизирует её в первых кадрах её вуаль:



Так что похоже, что сначала в клетке заперты мысли Эви, её голова, а в конце в клетке оказывается её сердце... Ни то, ни другое не может привести к доброму исходу, тем более что мы в темной сказке, где не бывает светлых концов. Что, правда, не мешает этой сказке быть потрясающе продуманной, утонченно-красивой и изящно рассказанной, в том числе посредством костюмов.

У меня на сегодня все! Всем смотреть "Стокер"! приятного четверга и до следующей "костюмной" встречи ;)

кино-образие, tv-lishious, про красотень, стиль

Previous post Next post
Up