Друзья, всех с первым июньским понедельником! И как удачно, что начало нового календарного сезона так точно совпало с началом очередного сезона "безумного". На прошлой неделе к своему логическому почти-завершению подошла первая часть 7-го сезона Mad Men, и так как вторую половину "щедрые" производители обещают лишь в году 2015-ом, нам с вам ничего не остается, как подсластить ожидание еженедельными "стильно-безумными" постами. К первому из которых я незамедлительно приступаю. А честь провести "церемонию открытия" сегодня предоставляется героине, заслуженно любимой очень многими из вас:
Как я уже неоднократно упоминала, несмотря на свое название Mad Men - история не только (и даже не сколько) о мужчинах своего времени, сколько о женщинах. И каждая героиня на собственном примере демонстрирует одну из тех жизненных дорог, которая открылась для её современниц в тот период.
В случае Джоан это история женщины, при всех своих способностях и талантах сделавшей ставку на традиционный "женский" путь - ЗА мужем, с полноценной семьей и отказом от работы, где она не планировала продвинуться выше должности секретаря, пусть и главного и всеми уважаемого. Поэтому и в своем внешнем образе ставка Джоан делалась на сочетание профессионализма с женственностью. Её, казалось бы, сдержанные, не открывающие ничего лишнего офисные платья были при этом почти всегда ярких цветов и достаточно плотно обтягивающие ультра-женственную фигуру. За счет этого как бы создавалось впечатление из последних сил сдерживаемой женственности, как бы говорящее: "Еще немного, я только устрою и смогу наконец избавиться от этих оков [оставить карьеру и офис] и расцвести в полной мере пышной настоящей женственностью, как и полагается настоящей женщине".
Но как вы помните, жизнь имела на Джоан свои планы, и в мужчинах, включая собственного супруга, Джоан пришлось сильно разочароваться. А её сексуальность и женственность, так ценимая ей самою,
сыграла с Джоан злую шутку, в результате которой она наконец отчетливо поняла, что никокой профессионализм и следование офисному дресс-коду не спасут её от того, что большинство мужчин продолжают видеть в ней исключительно лакомый кусок мяса.
Не обошлось, правда, без положительного исхода, ибо как и в случае, когда её брак закончился полной неудачей, Джоан перевела фокус на карьеру, добившись для себя равноправного партнерства в агентстве, пусть и самым "женским" способом того времени - через постель, в буквальном смысле слова. И хотя её таланты и преданность фирме полностью оправдывали это,
стиль Джоан в предыдущем сезоне точно отражали её собственное замешательство касательно нового положения в офисе - в ней настырно боролись два начала и два самовосприятия: "я женщина" и "я профессионал, полноправный партнер успешной фирме", которые она и старалась помирить в своих нарядах:
Получилось ли это у миссис Харрис, партнера успешного рекламного агенства SC&P? Начало 7-го сезона и первые наряды Джоан не сообщают об этом столь уверенно. Самый первый образ, в котором мы встречаем Джоан, это...почти что точная копия наряда времен её секретарских будней:
И отношение, которое она получает от коллеги-мужчины [ниже её по званию] соответствующее: назначь-принеси-подай-договорись. И даже попытка сформулировать для себя более авторитетный и деловой вид, приносит Джоан лишь частичный успех:
С одной стороны это замечательный деловой костюм, не только подходящий успешной бизнес-леди в общем, но и украшающий лично Джоан за счет женственного силуэта и преобладания округлых форм и плавных линий (Дейвид Кибби мог бы откровенно ею гордиться). *Для сравнения - один из самых первых деловых костюмов Джоан выглядел так (см. ниже) - двубортный, с огромными лацканами, острыми углами, явно имитирующий мужскую одежду:
Ибо тогда для Джоан партнерство и новая должность все еще были ислючительно мужской игрой, где женщине могло не найтись места. Спустя год и сезон, успешно справляясь, она, кажется, более отчетливо видит себя на этом месте. Именно поэтому её новый деловой костюм куда больше её костюм, чем все предыдущие. Однако...
Все еще так видят Джоан некоторые из окружающих её мужчин, все еще относясь к ней как к "секретарше на повышении". А если предположить, что многие знают, как получила Джоан свое партнерство, это делает её уже не такой уверенной и сильной, а уязвимой. Возможно, именно поэтому её замечательный и женственный деловой костюм лилового цвета и цветом и линиями перекликается со следующими нарядами, выбранным художниками по костюмам для Джоан в моменты, когда она оказалась максимально женственна, беспомощна и уязвима:
слева - наряд из сцены изнасилования Джоан (сезон 3);
справа - наряд из сцены, где Джоан пришлось работать в магазине одежды (сезон 4)
Однако Джоан Харрис - не та женщина, которая легко сдается. И эту силу и желание победить она демонстрирует в своих нарядах. В первую очередь она обращается к уже знакомому её приему имитации мужских нарядов - черно-белая строгая гамма, манжеты и воротничок, имитирующие деловой костюм её собеседника:
Что примечательно, однако, Джоан в a la мужском наряде, тоже терпит фиаско, ибо её собеседник не желает обсуждать с ней дела, требуя встречу с настоящим мужчиной, а не с женщиной, переодетой в мужчину. Ничего не поделаешь, но быть "одним из парней" никогда не было коньком Джоан Харрис. Её успех это, все-таки, успех женщины, что и следует выражать внутренне и внешне.
Что Джоан, наконец, и понимает. Начиная с того, что мы встречаем её в кабинете профессора бизнес-факультета. И нет, это не романтическая встреча, но попытка Джоан получить дополнительные знания и повысить собственную квалификацию - эта женщина определенно хочет, чтобы ценили её не только за бюст, но и за знания. И здесь уже соответствующий наряд - женственный, но не облегающий, яркий, но не цвета секса и страсти, а скорее цвета золота. Добавьте к этому крупные золотые серьги, похожие на монеты и пояс, чьи звенья имеют с монетами явное сходство, и вы получите новые стремления Джоан - денег, успеха. Есть в её наряде и демонстрация авторитета и силы, только не по-мужски, не посредством агрессивных углов крупных лацканов, а по-женски - при помощи крупного ворота из шелка:
И в офисе она делает это её раз. Сначала надевая почти идентичный наряд, но зеленого цвета:
После него - действительно роскошный образ глубокого винного цвета. Здесь есть и крупный бант - альтернатива Джоан мужскому галстуку, и огромное "рубиновое" сердце на цепочке, т.к. наряд в том числе подобран для дня Св. Валентина в офисе, но это опять же ассоциируется с сокровищами, с богатством, с денежным успехом, к которому Джоан стремится. Ну а сочетание полу-прозрачных рукавов и глубокого насыщенного оттенка делают образ одновременно женственным и диктующим внимание - Джоан не отказывается от себя, просто выходит на новый уровень:
И не случайно именно в этот день она наконец решается повысить себя и физически, занимая новый офис на этаже партнеров (а не среди секретарш), как и полагается её статусу. А "переезжает" она, облачившись в пальто с объемным меховым воротом, ибо помимо золота, что сочетает в себе одновременно богатство, женственность и роскошь, если не мех?
*и даже цветы в этот день Св. Валентина у Джоан не красные, а желные - цвета денег и золота, которые она так символично держит здесь в охапке на пороге нового офиса
И дальше метаморфозы продолжаются. Так, для встречи с деловыми партнерами агенства она надевает все тоже лиловое "секретарское" платье, но теперь подкрепляя его "сильными" аксессуарами - объемными, в несколько рядов золотыми цепями. Посмотрите, какое разное впечатление это производит. До и после:
И её новое алое платье, дополненное традиционными брошью и шарфиком, вполне сошли бы за старое платье "старой" Джоан, если бы здесь не появился новый элемент - все те же усиливающие цепи:
И наконец апогей - образ, в котором Джоан чувствует себя настолько уверенной и сильной, что открыто высказывает свое мнение и готова спорить с другими партнерами. Этот наряд, в котором Джоан решилась на открытую конфронтацию с когда-то не только коллегой, но и другом, а также партнером-основателем агенства Доном Дрейпером, художник по костюмам Janie Bryant назвала одним из своих любимых. И видно, что не случайно, ибо это оригинальное винтажное платье наконец и в буквальном смысле позволило Джоан помирить в своем образе женское и деловое начала. Смотрите:
И впридачу к этому высокие сапожки одновременно как символ активных 60х (go-go boots) и как символ нежелания Джоан подчиняться принятым каконам, как то снимать обувь в кабинете главного и старейшего из партнеров агенства:
Наконец-то Джоан, стоя сред мужчин, чувствует, что может быть не такой, как они [женщиной], оставаясь при этом полноправной. Теперь яркие платья, выделяющие её из толпы корпоративных мужских цветов, получили новый смысл, красиво напророченный её в 5-ом сезоне:
Mad Men, 5-й сезон
Mad Men, 7-й сезон
Что ж, на этом этапе Джоан - равноправный партнер, женщина, сфокусированная на бизнесе и успехе, дальше, чем когда-либо от бытия секретаршей, какой она могла бы остаться, если бы фокус её оставался на муже и семье. Ввиду этого хочу поделиться с вами следующим наблюдением. Дело в том, что в течение всего сезона в офисе мелькает следующий персонаж, не произносящий ни одного слова. И все-таки её присутствие кажется мне неслучайным:
Эта женщина удивительно напоминает Джоан, лет эдак 15 спустя. Инаряды этой секретарши на протяжении сериала говорят за неё, начиная с яркого красного и заканчивая бледно-розовым и серым, где женщина фактически сливается с фоном:
Мне кажется, что этот персонаж - символ, потенциальная перспектива, мелькающая перед глазами Джоан и подсознательно подстегивающая её двигаться вперед и бороться, пусть и за счет традиционного семейного счастья. Что приводит нас к последнему её наряду:
Платье, совсем не типичное для Джоан, подходящее скорее для другой героини, чей фокус, кстати, никогда не смещался с функции жены, предпочтительно жены трофейной:
Поэтому мне кажется не случайным, что для следующей сцены художники по костюмам выбрали для Джоан именно его. Боб Бенсон, гей и приятель Джоан в попытке обеспечить себе успешное будущее в корпоративном мире, делает Джоан предложение...фиктивного брака:
Здесь костюмы героев рассказывают все без необходимости диалога. Он видит в ней аналог Бетти - женщину, для которой брак важен любой ценой. Но в нынешнем положении Джоан подобный союз, как и это платье - совсем не её стиль, ей нужно совсем другое. Кроме того цвет платья льдисто-голубой, он говорит здесь об отсутствии любви, о холодности. А если посмотреть на всю картину в целом, то голубое платье Джоан расположилось рядом с ансамблем Боба в желтой цветовой гамме - это два комплиментарных, противоположных друг другу цвета, между которыми, как и между героями, нет общности. Поэтому каждому из героев предстоит идти своей дорогой. Куда заведет дорога Джоан, мы узнаем только через год, так что запасайтесь терпением и stay tuned!..