"Безумство" по понедельникам: Ах, как я была влюблена...по второму кругу!

Dec 30, 2013 13:54

Последний предпраздничный понедельник, друзья! Новый 2014 год совсем на носу, и у многих из вас приготовления наверняка идут в полную силу. Мои планы на новогоднюю ночь пока что секрет, в том числе и для меня самой, но я даже не думаю бесспокоиться - жизнь и обстоятельства всегда находят способ удивить меня. Остается надеяться, что на это раз приятно :) И это, конечно же, совсем не причина пропускать очередной выпуск понедельничной "безумной" рубрика, поэтому за работу!
На прошлой неделе я решила посвятить серию постов анализу стиля персонажей русской версии Mad Men, телефильма "Оттепель". Большинство из вас к моей радости эту инициативу поддержали, поэтому сегодня мы продолжим. И обратимся ко второй главной героине фильма - юной и правильной (ли?) Марьяне Пичугиной.

(*) Правда, это не причина расстраиваться для тех, кто ждет продолжения традиционных "безумных"  разборов. Уже в новом году (т.е. на следующей неделе) я вернуть к анализу образов героев Mad Men в 6-ом сезоне.

Итак, согласно сценарию Марьяна - девятнадцатилетняя студентка хим.фака, волею собственного выбора и/или своей судьбы оказавшаяся в центре любовного многоугольника, другими "вершинами" которого стоят главный и запутавшийся в себе герой, его бывшая жена и его творческий друг и соратник. Юный возраст и сопутсвтющая ему неискушенность, наивность и трогательность являются тем первым впечатлением, которое хотят донести до зрителя создатели сериала. А потому, не мудрствуя лукаво, художник по костюмам выбрал для Марьяны классичесое решение в стилистических рамках той эпохи. Большую часть фильма Марьяна появляется перед зрителем в приталенных платьях силуэта New Look нежных пастельных расцветок и/или с цветочным рисунком:


Стилистически-смысловой посыл такого образа не заставляет задумываться дважды: юная и неопытная Марьяна еще, казалось бы, не поломанная жизнью, полна доверчивости к окружающему миру. В своей открытости, доверчивости, ничем не прикрытой хрупкой женственности ( => силуэт New Look, делающий акцент на тонкой талии и хрупком верхе женской фигуры), она одновременно похожая на хрупкий цветок и на молодую принцессу, которая пока не испытывает необходимость прятать свои чувства и себя под крепкой броней защиты. Интересно, что этот же прием мы уже неоднократно наблюдали и в Mad Men, анализируя образы молодой Бетти, которую создатели "Безумцев" настойчиво представляли нам в виде хрупкой и несамостоятельной принцессы:



Второй мотив, который был выбран художниками по костюмам для того, чтобы подчеркнуть молодость и неискушенность Марьяны в жизни это мотив "ученический" в виде часто появляющегося в кадре принта "клетка":


Данный рисунок, отсылающий к "школьной" тематике в контексте марьяниной героини, мы также уже видели в "Безумцах". С той же целью в клетку художники по костюмам часто одевают Пегги, дабы подчеркнуть её настрой правильной ученицы по сравнению с более взрослыми и опытными коллегами. Правда, в отличие от Пегги, которая выросла в окружении простой и дешевой одежды и вдали от модных веяний, "клеточные" платья Марьяны, сестры молодого и талантливого дизайнера не скучны, не старомодны или нелепы - её клетка (в отличие от Пегги) не кричит о своей школьности, но лишь деликатно намекает:



Технически происходит это в том числе потому, что в случае Марьяны практически всегда речь идет о том типе клетки, которая способна гармонировать с женственной и "летней" внешностью: это клетка мягких оттенков, неконтрастная, часто расположенная по косой/диагонали, с более тонкими линиями. Так, одно из главных "клеточных" платьев Марьяны почти дублирует "клеточное" платье Пегги; правда, у дойти до понимания правильной клетки самостоятельно у Пегги заняло несколько сезонов и серьезный рывок в карьере и зарплате соответсвенно, а Марьяне все ясно и сейчас (возможно, не без подсказки дизайнера-брата):


Такие a-la "ученические" мотивы используются художниками в костюмах Марьяны преимущественно во время её сцен со "старшими по званию": взрослым любовником, его опытной бывшей женой, с поучающим её режиссером фильма. Во всех этих сценах одна идея, о которой без слов рассказывают костюмы: Марьяна - неопытная юная дебютантка, обращающаяся за силой, поддержкой, советом к тому, кто старше, опытнее и сильнее её:


Особенно показательными в этом плане оказываются сцены с Ингой. Впервый раз в футуристично-модном столичном кафе, где Марьяна решается излить своей новой старшей подруге душу:


Контраст костюмов героинь здесь настолько очевиден и силен, что можно обойтись без реплик: Марьяна в платье светлом, принцессо-подобном new look-овском, да еще и в клетку; Инга - в платье густого темного цвета с чувственно-откровенным облегающим силуэтом. Плюс, если присмотреться, платье Инги выглядит плотным и немного воинственным => все, что чувствует сейчас Марьяна, Инга уже пережила, поранилась и научилась защищаться:


И да, это мы уже тоже видели в "Безумцах" в почти идентичном контексе встречи жены молодой с женой взрослой и опытной:


И продолжая это, появляется в "Оттепели" сцена вторая, где Инга и Марьяна посредствам своих платьяв опять передают без слов ситуацию "ученица-учительница". Сильное и яркое платье Инги полностью доминирует над все тем же марьяниным светлым платьем в клетку, к которому добавился короткий светлый кардиган, делающий весь образ еще более школьным и девичьим, a-la preppy:


Правда, не всегда этот "клеточный" мотив в нарядах Марьяны столь однозначен, что особенно интересно в контексте знакомства героини с её поклонником - Егором Мячиным:


Здесь два, казалось бы, простых наряда не только рассказывают, но и немного предсказывают историю этих героев. Разберемся. На первый взгляд имеем девушку в розовом и молодого человека в голубом - мальчик и девочка, сила притяжения полов, что может быть естественнее?! А если присмотреться:


Припыленный "летний" родовый у Марьяны и более насыщенный, скорее "осенний" голубой (аквамарин) у Егора. Плюс, клетка - у Марьяны и полоска - у Егора. Казалось бы, они так близки, но при этом такие разные: отличаются их цветовые палитры, отличаются и противоречат принты на их одежде. Как предвосхищение, что близость этих двух героев всегда будет неполной, не совсем гармочиной.
(*) Это, конечно же не значит, что в реальной жизни "летние" девушки не могут быть с "осенними" парнями :) Помним, что здесь мы разбираем костюмы с точки зрения их "работы" в кадре, в заданных сценарием рамках.

И возвращаясь к взаимоотношениям Марьяны и Инги, соотношение сил двух женщин далеко не всегда столь однозначно и даже выходит за рамки "наставница-ученица" в период их кратковременной дружбы. В какой-то момент Инга, кажется, готова прекратить прятаться за свой образ сильной женщины и побыть перед Марьяной беспомощной и слабой. Что в этот момент говорят костюмы двух женщин в кадре:


Два женственных приталенных цветочных платья. У Инги в силу её положения и возраста - поярче, у Марьяны - бледнее. Но обе героини одеты здесь в одном ключе, что символизирует момент доверия и дружеской близости, пусть и не длившейся долго.
Скоротечная дружба очень быстро переростает в соперничество, так что по окончанию совместной работы над фильмом на съемках на обложку "Советского экрана" мы уже видим вот такую картину:


Инга, вернувшая благодаря главной роли свою актерскую популярность в платье своего "сильного" цвета, которое снова доминирует над марьяниным светлым костюмом, подходящим и украшающим внешность, но далеко не таким ярким и драматичным. что не случайно, ведь вслух Марьяна говорит, что у неё нет актерских амбиций и она вполне готова к роли рядового химика и жены "хорошего человека":


Но опять же, присмотритесь к деталям: здесь у Марьяны совсем другой стиль - поменялся силуэт, а ворот жакета уже сам напоминает защитную броню.
Почему бы? - Дело в том, что согласно сценарию, за короткий период Марьяна прошла собственную трансформацию: покинутая (преданная?) любимым человеком, беременная, вынужденная принимать новые по своему масштабу решения Марьяна проходит тот путь, который...тринадцать лет назад прошла Инга! И соответственно меняется её личность, меняется и её стиль - приближаясь к образу Инги.
Все начинается в женской консультации, где Марьяна получает новость, что беремена. Здесь опять актеры могут почти не говорить, все и так ясно - это момент, когда девочка Марьяна по-настоящему превращается в Марьяну-женщину.


Как меняется её образ в соответствии с этим? - Он почти полностью дублирует образ той, которая в глазах Марьяны и является "настоящей женщиной":


Её юбка уже не пышного "принцессиного" силуэта,но взросло-женственная, соблазнительно облегающая бедра. Правда, она все еще в "школьную" клетку. Во-первых, чтобы подчеркнуть, что это "переломный" момент взросления:


А во-вторых, как бы предвосхищая последнюю попытку героини остановить этом процесс. Так, в следующем кадре для своей отчаянной попытки вернуть любимого мужчину (и причину беременности) Марьяна возвращается к еще привычному образу девичьей невинности в соответсвующем наряде:


Ну а так как попытка эта не удалась, ничего не остается делать Марьяне, как начать свое превращение в Ингу-2, в том числе и в отношении стиля:




Здесь остается только один вопрос: будет ли Марьяна по-настоящему счастлива, превратившись в такую "вторую Ингу"? Как подсказку, а может, "затравку" на следующий сезон, художник по костюмам подкидывает нам следующий образ, где одетая в "ингин" силуэт и в "ингины" же цвета ("осенние", не подходящие "летнему" цветотипу актрисы), героиня Марьяны выглядит уже не яркой, но скорее усталой и безжизненной (*наглядная, кстати, демонстрация теории цветотипов в действии):


На сегодня у меня все, а продолжение, как "Безумцев", так и "Оттепели" вы увидите уже совсем скоро, в следующем году, так что stay tuned!..

madmen, типажи, стиль

Previous post Next post
Up