"Хочешь, чтобы тебя воспринимали серьезно?! - Перестань одеваться как маленькая девочка!" - Пожалуй, эта фраза, брошенная Джоан Харрис в менторском тоне её все еще наивной "младшей сестре" по офисному пространству, может заслуженно стать центральным тезисом сегодняшнего разбора. Ибо, как ни для кого другого, второй сезон Mad Men стал для мисс Пегги Олсон временем личного развития - не только в плане карьеры, но и в плане личного стиля.
За первый сезон Пегги успела наверстать столько, сколько многие не успевают за несколько лет: совершить качественный скачок в карьере, завести служебный роман и даже родить внебрачного ребенка. Во втором сезоне наверстывать пришлось уже её гардеробу, не всегда успевающему за стремительным движением своей хозяйки.
Ранее уже обсуждалось, как происхождение, социальный статус и возраст Пегги сказались на её манере одеваться (т.к. называть её это личным стилем было бы преждевременным). В отличие от Бетти, Пегги не выросла в той среде, где эстетика и личный вкус прививались с детства, и в отличие от Джоан, она все еще неопытна и молода, чтобы успеть изучить себя вдоль/поперек и понять, как именно следует "преподносить" себя окружающим. Плюс, в будучи секретарем на своей самой первой out-of-school работе, девушка банально мало зарабатывала а H&M еще не изобрели, для того, чтобы устраивать активные эксперименты с одеждой.
Зато во втором сезоне все становится интереснее, т.к. Пегги растет, карабкаясть по карьерной лестнице, встречается (и преуспевает) с клиентами, зарабатывает уважение начальства и, естественно, получает соответствующий денежный эквивалент собственного успеха. Однако...Личный стиль не совсем успевает за своей хозяйкой:
В отличие от первого сезона, в сезоне втором мы видим Пегги не только в офисе и в окружении коллег, но и в кругу семьи, в среде, в которой она выросла и была воспитана. Здесь, в глазах старшей сестры и матери, несмотря на её профессиональный успех, она все еще маленькая (и нерадивая) девочка, что и подчеркивают её наряды:
image source Коричневый комбинезон на крупных пуговицах и рубашкой с мелким принтом создает явную ассоциацию с детской одеждой - именно в этом наряде Пегги проводит вечер в семейном кругу.
Похожую службу служит и её светлое летнее платье, в котором она навещает старшую сестру в выходные. Посмотрите, как выделяется Пегги в этом девичьем/девственном наряде на общем темном и тяжелом фоне квартиры своей сестры - все вокруг неё солидное, зрелое, устоявшееся и лишь она - легкая бабочка на ветру.
Что интересно, этот наряд Пегги очень похож на наряд другой героини. И тоже в ситуации, когда необходимо было подчеркнуть диссонанс между видимой молодостью (и даже детскостью/инфантильностью) и их статусом - в обоих случаях мы видим юных девушек, в то время как обе они - матери. :
image source И еще один похожий момент, когда Пегги завуалированно приходится обсуждать свое несостаявшееся материнство (со священником) во время пасхального посещения церкви:
Это нежное розовое платье силуэта нью-лук (т.е. уходящей эпохи 50х) опять преподносить зрителю образ девичьей невиности, неискушенности, "витания в розовых облаках". Добавим принт-клетку, и перед нами хорошая выпускница католической школы, мыслящая правильными шаблонами: мечтами о семейной жизни и материнстве - о "высшем предназначении женщины" по версии католической церкви (опять же, розовый цвет как символ феминности).
Здесь мы едва ли не впервые сталкиваемся с тем, насколько далека Пегги от посыла своего наряда. Посмотрите - внешне Пегги практически не отличается от окружающих её женщин, не грезящих ни личным успехом, ни карьерой (*сравните наряд Пегги и женщины на заднем плане):
Однако именно здесь Пегги Олсон как диверсант прячется за этой личиной, скрывает в этом "костюме нормальности" свое новое "я", дабы окружающие её близкие люди не распознали "черную овечку" в простом рабочем бруклинском семействе. Правда, и эта маскировка начинает давать трещины:
Это еще один наряд Пегги для походов в церковь. Он все еще в клетку, все еще не последнее слово глянца, однако в этом костюме мы ужи видим, как из скромной мышки проклевывается женщина-профессионал, женщина-карьеристка. В этом костюме практически отсутствуют ассоциации с ультра-феминностью, с сексапилом, с семейностью или деторождением. В куда большей степени это деловой наряд. А еще это немножко броня - посмотрите на трогательную шифоновую блузку, выглядывающую из выреза жакета - она как остатки девичьей мягкости и наивности, которые прячутся за рациональностью и новыми профессиональными амбициями.
Что интересно, на работе именно эта личина простой девушки из рабочего класса помогает Пегги продвигаться - она видит и понимает простого человека - целевую аудиторию своей рекламы. И одежда подчеркивает это:
Посмотрите, как одежда всех изображенных героев рекламы имитирует наряды самой Пегги: клетка, воротнички, девичье-детское платьице - эта рекламная кампание не просто творение Пегги, это сама Пегги.
Правда, далеко не всегда имидж ученицы-девочки играет в её пользу - коллеги-мужчины не спешат обращаться с Пегги как с равной. Именно об этом говорит её Джоан в своей потрясающей фразе: If you want to be taken seriously, stop dressing like a little girl! Совет, которому Пегги незамедлительно следует, заявившись на ужин в ночном клубе, который фирма устраивала для клиента [без приглашения] и в коктейльном платье:
Загвоздка лишь в том, что совет Джоан Пегги восприняла буквально. И платье с глубоким вырезом и манера поведения (ночной клуб, заигрывания с взрослым клиентом и тэ пэ) куда более подошли бы самой Джоан, видящей силу женщины именно во внешней привлекательности и в сексапиле. А вот для рациональной Пегги, видящей карьеру как "интеллектуальное казино, где каждый может заработать деньги собственным умом", такой стиль - нарядов и поведения - просто не подходит. Так что за все последующие серии и сезоны мы больше никогда не увидим на ней это платье.
И еще одно подтверждение этому - старомодное яркое цветочное платье, которое Пегги надела на вечеринку в кругу коллег. И которое очень напоминает ситуацию, когда её пришлось одалживать платье у Джоан - тоже ярко-красное и тоже для неё слишком тяжелое:
Что ж, в очередной раз её одежда говорит, что не женственность, и не сексапил приведут Пегги в её личному успеху, ибо в обоих случаях наряды выглядят на ней как с чужого плеча.
И все-таки слова Джоан становятся пророческими. И именно после того, как Пегги в собственных глазах перестает быть "маленькой девочкой", мы видим как начинает развиваться и её собственный стиль.
image source Вот этот её наряд уже не проблеск, это уже первое "стильное сияние" - платье, в котором Пегги удалось объединить себя прошлую (клетка, воротничок) и себя новую (более современный фасон, платье скроено по фигуре и явно значительно дороже всех её предыдущих нарядов). Именно так, не изменяя своему "я" и должен рождаться индивидуальный стиль:
И еще пример - в буквальном смысле слова мы видим новую форму (более четкий и современный силуэт) и отчасти прежнее внутреннее содержание (клетка):
А свою "стильную" невинность Пегги по-настяшему потеряла вот в этой забавной сцене, когда её потенциальный ухажер признался, что совсем незаинтересован в девочках. Ну разве что в их прическах. Вместе с отрезанным "школьным" хвостиком Пегги понемногу начнет отбрасывать и стряхивать с себя неприемлемые для неё шаблоны, навязываемые обществом, семьей, церковью:
Так что в последней сцене сезона мы увидим уже перерожденную Пегги - уверенную в себе, успешную:
Теперь и она одета в более темных тонах - взрослых и солидных (вспомним "взрослую" цветовую гамму в сцене с её сестрой). Округлый (мягкий) воротничок заменили острые (боевые) углы. Да и в самом платье читаются явные мотивы "милитари" - скромная мышка Пегги потихоньку отращивает острые зубы. Посмотрим, превратятся ли они в следующем сезоне в настоящие клыки...