Когда-то давно, летом 2010 года состоялся перелет группы энтузиастов-авиаторов на Соловки. Я с удовольствием принимал в нем участие. А потом (благодаря пинкам коллег :) ) написал по нему некое подобие отчета, которое сначала долго не могло появиться в Интернете, а затем появилось на сайте avsim.su в несколько видоизмененном содержании. Т.к. одна из целей заведения мной этой уютненькой ЖЖ-шечкии - это как раз подгрести сюда все былое, чтобы оно не валялось, где попало, то публикую здесь тот самый отчет в первозданном и неурезанном виде.
Тыр-тыр, Чих-пых! Заметки с фотографиями с перелета Москва-Соловки.
Мысль вместо пролога: Полеты. Что такое полеты?
Ну это - когда надо переместиться в тридевятое царство и быстро, желательно, даже не заметить как. Тогда мы летим: мы приезжаем в аэропорт, толчемся возле стоек регистрации, проходим досмотр, пьем кофе, садимся в уютное кресло и уносимся через пространство и время к цели. Мы летим и читаем газету или спим, а где-то там за иллюминатором плывут наши тысячи километров и хочется, чтобы они плыли поскорей. Мы летим. Сжимается время, проносится расстояние. И для нас это настолько естественно, что мы даже недоумеваем, когда нас просят не ходить по салону и пристегнуться.
А еще?
Еще? Это когда вдруг мы ощущаем, что можем перемещаться по воздуху. В этой прозрачной, невидимой и зыбкой стихии. Это он, такой неверный и случайный, бьет нам под крылья, сбивает с курса, заставляет нас болтаться вверх-вниз и в стороны, то проваливаться, то наоборот, подскакивать. Это он, такой упругий и надежный, держит нас так, что мы ощущаем еще одно измерение. Небо. Нам начинает не хватать его на земле. В нашу жизнь прочно входят всякие летательные аппараты и все что с ними связано - крылья, винты, лопасти, шасси, шум моторов, запахи бензина и керосина, марево над взлетной полосой, бурчание докладов в радиоэфире и, наконец, штурвал в руках. Мы учимся летать, мы поднимаемся в небо ради полета…
Начало.
Вечер четверга. Солнышко уже почти село, но еще светло. На улице тихо. Штиль. Вернувшись после работы усталый, я стою на поляне перед домом. В моих руках передатчик радиоуправления, а в воздухе - мой самолетик крутит фигуры. Полет проходит штатно, хотя не все выходит идеально, можно лучше. В кармане звонит телефон - быстренько сажаю самолет на тропинку и выхватываю трубку.
В трубке раздается знакомый голос моего приятеля, Сани - пилота-частника, с которым мы постоянно видимся на небольшом аэродроме под Москвой и неоднократно вместе летали на его самолете. Саня приступает сразу к делу:
- Привет! Хочу тебе сообщить, что ты летишь вторым пилотом на Ан-2 из Владимира на Соловки в эти выходные.
Я ошарашен новостью, в эфире повисает вынужденная пауза, и Саня недоуменно спрашивает:
- Или не летишь?
- Лечу, - тотчас же нахожусь я, и дальнейший разговор протекает уже без эмоций в чисто деловой манере. Итак, диспозиция следующая:
Организуется перелет на Соловки и обратно. Участвуют частные пилоты Москвы, Владимира, Смоленска и Питера при активной поддержке авиаторов Карелии. Шесть самолетов идут из разных мест. Маршрут решено разбить на две части - сначала все самолеты собираются в Карелии на аэродроме Гирвас, и затем, на следующий день, летят на аэродром Соловки. Мне надлежит прибыть во Владимир в распоряжение владельца Ан-2 и командира его экипажа - Вадима. Его я тоже знаю, но летим вместе в первый раз. Летим втроем - командир и два вторых пилота, я и Женя. Будем в полете меняться. Для меня на настоящий момент это самый длинный маршрут - его протяженность свыше тысячи километров, а также первый маршрут за пределы московской воздушной зоны.
Ну, поехали!
Таким образом, мы оказываемся утром на посадочной площадке под Владимиром. На площадке нас поджидает единственный самолет - наш Ан-2. Самолет уже заправлен заранее. Расчехляем, отвязываем, заливаем масло, готовим двигатель, грузим вещи и в путь.
Погода во Владимире обещает быть жаркой - за 30 градусов, в духе лета 2010. Сейчас еще пока жара не успела набрать полные обороты - все-таки утро, но уже к 30 подбирается. Площадка наша представляет собой короткую, но асфальтированную ВПП, грунтовые рулежные дорожки и небольшую стоянку.
Я пока занимаю место в салоне у иллюминатора. Через пару часов сменю Женю на месте второго пилота. Лететь нам чуть больше четырех часов и конечная цель на сегодня - аэродром Гирвас, что находится где-то между Петрозаводском и Медвежьегорском не так далеко от Онеги. С характерным гудением раскручивается стартовый маховик. И вот напряженный свист - маховик отдает свою энергию мотору - уже крутится винт, заходили поршни. Нехотя пробуждается мотор - чих-пых, бах-хлоп! По правому борту идет густой сизый дым - горит масло, вылетают остатки непрогоревшей смеси. Но вот мотор просыпается - дым рассеивается, беспорядочные звуки переходят в ровное, знакомое с детства «кукурузное» тарахтенье. Двигатель быстро прогревается, рабочие параметры приходят в норму, приборы включены, проверки пройдены и мы рулим на полосу.
Вот мы и в небе. За бортом проплывают незатейливые пейзажи Владимирской области, самолет побалтывает. В общем, путешествие началось.
Деревеньки, поля, леса. Моему глазу все это привычно. Под Владимиром полей много. По привычке отмечаю особенности на случай вынужденной посадки - пригорки, уклоны, поляны, пашни, поросли, отсутствие ЛЭП. В принципе вариантов хватает даже с такой малой высоты - садись, где хочешь, тем более, на таком вездеходе, как Ан-2.
Но пока я - пассажир, и я настолько расслаблен, что даже не заглядываю в карту и не знаю точно, где мы идем. Напрягается Женя, а я с удовольствием глазею в иллюминаторы, фотографирую землю и ни о чем не думаю.
Иногда что-то выбивается из привычного ландшафта. Вот запруженная река, дамба на ней, а после дамбы причудливым рисунком, явно рукотворным, расползаются полоски воды. Какое-то рыбное хозяйство?
Так точно! Позже я окажусь дома, буду жить воспоминаниями, листать фотографии, мне станет интересно, я полезу в Сеть-сетей и найду некое селение Бильдино, над которым мы тогда шли. Действительно, там разводят рыбу.
Но это все позже, а пока лечу я на красном биплане над этим всем, любуюсь. Пора бы выяснить все-таки, где летим, как летим. Подхожу к кабине.
Высота 400, приборная скорость 160, путевая - 190 (ветер попутный), параметры работы двигателя в норме, настроение экипажа бодрое. Идем на север.
Желтеют пески карьеров, тянутся к ним грунтовки, такие же желтые. А дальше, чуть дальше уже видна Волга, подлетаем потихоньку к Угличу.
Вот и Углич показался. Обходим его правее. Когда-то я много летал в районе Кимр. Волга тут почти такая же, как там, да и пейзажи в общем-то тоже.
А вот дальше - обстановка на земле меняется в корне. Местность пустеет. За бортом плывут леса и болота, изредка взирая на нас дикими темными глазами озер. Если присмотреться, то среди топей можно различить какие-то тропы. Они тянутся на десятки километров, и мне думается, что оставлены они скорей животными, чем людьми. Как-то трудно предположить, что люди ходят пешком сквозь эти гиблые трясины, да еще и так далеко. Дальше болота становятся просто бескрайними. Кажется, что мы летим над каким-то огромным океаном, покрытым ряской.
Однако неприветливый пейзаж не успевает нагнать на меня тоску - настает время менять Женю. Вот и пролетело уже два часа полета. Я убираю фотоаппарат и с удовольствием занимаю место второго пилота рядом с Вадимом. Осваиваюсь на месте и беру управление. По началу с трудом удерживаю самолет в воздушных потоках и порывах ветра, но потом все приходит в привычную норму, руки-ноги будто бы сами знают, что делать, и, глаза, уставившиеся за окно, как-то незаметно, исподволь зацепляют показания приборов. Скоро начинает казаться, что самолет летит сам по себе. Вадим сидит, уставившись в карту, и я тоже расслабляюсь. Ровно работает мотор, крутится впереди темный диск винта с желтой каемкой по краю. Женя уснул в салоне. Неторопливо болтаем с командиром. За окном - все тот же унылый болотистый пейзаж. Однако, ориентироваться по нему - одно удовольствие: озера хорошо прорисованы на карте, достаточно крупны и резко выделяются на однообразном ковре болот. И вдруг среди болот и редких перелесков попадаются какие-то хуторки. - Ура, люди! - восклицаю я. - Что они только тут делают? - бурчит Вадим, вытаскивая фотоаппарат. Он снимает эти домишки посреди болот, и мы недоумеваем, знают ли их жители хотя бы, в каком государстве они живут, или это им просто ни к чему. И правда, не очень понятно, как они связаны с остальным миром.
А тем временем болота все больше пестреют озерами, да и лесной покров попадается чаще и становится гуще. А потом вдруг замечаю, что как-то незаметно край за окном преобразуется в знакомую карельскую сторону: сосны, скалы, быстрые порожистые речки, озера. Больше становится дорог и населенных пунктов. Уже и Петрозаводск недалеко, а там и до Гирваса рукой подать - какие-то 100 км!
На аэродроме Гирвас из нас никто еще не бывал. Связавшись с РП аэродрома перед выходом на точку, начинаем с пристрастием искать полосу. И она открывается, конечно, но далеко не сразу - оказывается по краям она уже основательно заросла деревьями, поэтому ее сначала не видно вообще, а потом запросто можно перепутать с дорогой. Выполняем заход с проходом над полосой, видим возле полосы машины, людей, у многих из них фотоаппараты, развевается по ветру колдун и флаг на флагштоке - нас ждут! Выполняем круг и садимся.
Первый этап маршрута успешно завершен. Даже не верится, что наш полет длился четыре с лишним часа. Тут я вдруг ощущаю, что устал - спина затекла, скрюченные пальцы нехотя выпускают рога штурвала, мышцы рук и ног ноют. А во время полета ничего этого не было заметно.
Вновь беру фотоаппарат в руки и снимаю, перво-наперво, кабину - наши места, потом салон, ну и самолет на полосе. Мы первые - кроме нас пока больше никто из намеченных бортов не прибыл.
Аэродром Гирвас расположен недалеко от поселка с аналогичным названием. Это - бывший военный аэродром, от которого сейчас осталась одна лишь ВПП. Полоса хорошая - асфальтированный бетон длиною 2300м. Сначала здесь сидели перехватчики Су-15, потом, в лихие 90-е летали сюда Ил-76 с контробандой из Китая. А сейчас - никто не летает здесь. Грунтовые дороги на озеро пересекают полосу, по ним снуют туда сюда машины с отдыхающими. И белыми ночами на полосе состязаются в лихости водители. Лишь на сегодня, завтра и послезавтра мы наведем здесь порядок и полоса наконец-то будет использоваться по назначению.
Наша стоянка - в торце полосы
Местная авиационная общественность устроила нам шикарный прием. Были организованы: заправка самолетов топливом, охрана полосы от посторонних машин, охрана самолетов на стоянках, управление воздушным движением в районе аэродрома, ну и конечно совместный отдых и даже забронированы места для нас в гостинице в Медвежьегорске. И сейчас все эти люди радостно принимают нас в лагере возле полосы.
Среди лагеря белеет наш заправщик - обычный фургон, внутри которого бочки с разным бензином и портативный насос.
Гуляем по полосе. После московской жары здесь просто рай - температура около 23 градусов, насекомых немного, иногда покапывают слабенькие кратковременные дождички.
Когда бросаешь взгляд на полосу, то убеждаешься, что как бы ни был вечен бетон, время берет свое неумолимо… Полоса зарастает по бокам деревьями, в стыках плит хозяйничают муравьи.
Время от времени проезжает патрульная машина и смотрит, чтобы на полосу не выезжали и не выходили посторонние люди. Те, кто собирается ехать по ВПП сначала недоумевают - людям, как ни странно, удивительно, что на полосу могут прилететь самолеты. Но потом, замечая наш Ан-2 в торце полосы и лагерь, с уважением на лице едут в объезд.
Пока остальные борты еще в воздухе, мы размещаемся в беседке у стола…
… и с радостью приступаем к активному послеполетному отдыху - пиво, шашлыки, пилотские разговоры: серьезные, не очень, и просто байки.
А рядом стоит большой мангал, где не покладая рук, друзья жарят для нас те самые вкуснейшие шашлыки…
Немного в стороне от беседки располагается мобильный аэродромный диспетчерский пункт. Гирвас-вышка. Раскладной столик и все необходимое на нем - высотомер с давлением аэродрома, карта, рации для связи, бинокль.
Продолжение следует...