дабы поставить точки над i в примитивности и ущербности "павловщины".

Apr 15, 2015 16:03


"П.Милнер считает, что хотя и принято отличать эмоции (гнев, страх, радость и т.п.) от так называемых общих ощущений (голода, жажды и т.д.), тем не менее, они обнаруживают много общего и их разделение достаточно условно. Одной из причин их различения является разная степень связи субъективных переживаний с возбуждением рецепторов. Так, переживание жары, боли субъективно связывается с возбуждением определенных рецепторов (температурных, болевых). На этом основании подобные состояния обычно и обозначаются как ощущения. Состояние же страха, гнева трудно связать с возбуждением рецепторов, поэтому они обозначаются как эмоции. Другая причина, по которой эмоции противопоставляются общим ощущениям, состоит в нерегулярном их возникновении. Эмоции часто возникают спонтанно и зависят от случайных внешних факторов, тогда как голод, жажда, половое влечение возникают с определенными интервалами. Однако и эмоции, и общие ощущения возникают в составе мотивации как отражение определенного состояния внутренней среды, через возбуждение соответствующих рецепторов. Поэтому их различие условно и определяется особенностями изменения внутренней среды.
.....Вместе с тем существует и иная точка зрения. Так, П.Фресс считает, что, хотя и существует единый континуум внутренних переживаний - от слабых чувств к сильным, только сильные переживания могут быть названы эмоциями. Их отличительной чертой является дезорганизующее влияние на текущую деятельность. Именно эти сильные чувства и обозначаются как эмоции. Эмоции развиваются, когда мотивация становится слишком сильной по сравнению с реальными возможностями субъекта. Их появление ведет к снижению уровня адаптации. Согласно этой точке зрения эмоции - это страх, гнев, горе, иногда радость, особенно чрезмерная радость. Например, радость может стать эмоцией, когда из-за ее интенсивности мы теряем контроль над собственными реакциями: свидетельством тому являются возбуждение, бессвязная речь и даже безудержный смех. Такое сужение понятия эмоции отвечает представлению, выраженному в активационной теории Д.Линдсли, согласно которой эмоции соответствуют локальному участку на верху шкалы активации с наиболее высоким ее уровнем. Их появление сопровождается ухудшением выполняемой деятельности.
Не все субъективные переживания относятся к эмоциям и по классификации эмоциональных явлений А.Н.Леонтьева. Он различает три вида эмоциональных процессов: аффекты, собственно эмоции и чувства. Аффекты - это сильные и относительно кратковременные эмоциональные переживания, сопровождающиеся резко выраженными двигательными и висцеральными проявлениями. У человека аффекты вызываются как биологически значимыми факторами, затрагивающими его физическое существование, так и социальными, например, социальными оценками, санкциями. Отличительной особенностью аффектов является то, что они возникают в ответ на уже фактически наступившую ситуацию. В отличие от аффектов собственно эмоции представляют собой более длительное состояние, иногда лишь слабо проявляющееся во внешнем поведении. Они выражают оценочное личностное отношение к складывающейся или возможной ситуации. Поэтому они способны, в отличие от аффектов, предвосхищать ситуации и события, которые реально еще не наступили. Они возникают на основе представлений о пережитых или воображаемых ситуациях. Третий вид эмоциональных процессов - это так называемые предметные чувства. Они возникают, как специфическое обобщение эмоций и связаны с представлением или идеей о некотором объекте - конкретном или отвлеченном (например, чувство любви к человеку, ненависти и т.д.). Предметные чувства выражают устойчивые эмоциональные отношения.
Таким образом, наименее ясным остается вопрос о взаимоотношении эмоций как более узкого класса явлений, характеризующихся яркостью субъективных переживаний, с теми переживаниями, эмоциональная насыщенность которых менее выражена. Последние характерны для очень широкого класса состояний человека. Например, это переживания усталости, скуки, голода и т.д. Существуют ли эти две группы переживания раздельно, или же для них имеется общий, единый нейрофизиологический механизм?
Переключательная функция эмоций особенно ярко обнаруживается при конкуренции мотивов, в результате которой определяется доминирующая потребность. Так, в экстремальных условиях может возникнуть борьба между естественным для человека инстинктом самосохранения и социальной потребностью следовать определенной этической норме, она переживается в форме борьбы между страхом и чувством долга, страхом и стыдом. Исход зависит от силы побуждений, от личностных установок."
"В результате исследований многих биохимических аспектов человеческого мозга была обнаружена их высокая вариабельность по сравнению с данными, полученными у экспериментальных животных."

это элементарная на сего дня нейрохимия,.. в которой по прежнему вопросов больше чем ответов.

"- Какие наиболее важные открытия в области изучения эволюции человека сделаны за последние 10 лет?...
Если вспомнить что-нибудь оригинальное, то мне кажется важный источник знаний по эволюции человека открывается с появлением неинвазивных средств исследования мозга - МРТ, ПЭТ и т.п. Это позволяет смотреть, что происходит с мозгом человека (или обезьяны), когда хозяин этого мозга занимается каким-то делом, думает о чем-то, видит что-то. Вот тут колоссальные возможности....
- Что Вы можете сказать по поводу скептического отношения к палеогенетике со стороны некоторых антропологов?
Тут очень сложная ситуация. Совершенно разное отношение на Западе и у нас к этим вещам. В России научное сообщество имеет специфику, главный фактор которой  - исторически долгая и сейчас продолжающаяся частичная изоляция. Отсюда некоторый отрыв от мейнстрима, от пути которым идет мировая наука. Многие специалисты, палеонтологи не хотят считаться с новыми данными молекулярной биологии, потому что эти данные во многом противоречат их традионным взглядам. И очень бы хотелось многим палеонтологам, антропологам, чтобы этих молекулярных данных не было бы вообще. Чтобы они рассосались как-нибудь. И говорят: вот была фенетика. Где она теперь. Была кладистика. И тоже как-то чахнет… Вот теперь в моде эти молекулярные филогении, будем надеяться что они тоже канут в лету. Мне кажется, что эти надежды не оправдаются, молекулярные методы - это очень серьезно.
......
Если мы берем молекулярные признаки, особенно если у нас есть полный геном или сотни прочтенных генов - это уже не десятки, не сотни -это уже многие тысячи полноценных признаков. Это  конкретные позиции в ДНК, нуклеотиды. Каждый нуклеотид - это признак. И здесь закон больших чисел уже не может не работать. Параллельно у двух видов одинаковая форма носа или конечности развиться может, в связи со сходными условиями, сходными направлениями отбора. Но 100 тысяч одинаковых нейтральных мутаций, незначимых нуклеотидных замен, в 3-х позициях кодонов - никак не может появиться. Уровень достоверности становится качественно другим. Поэтому я считаю, что за молекулярными филогенетическими методами будущее."

здесь: http://antropogenez.ru/interview/186/

«The Mating Mind: How Sexual Choice Shaped the Evolution of Human Nature»
If you have two tools and one doesn't work, why not try the other? Science has spent over a century trying to explain the mind's evolution through natural selection for survival benefits. It has explained many human abilities, such as food preferences and fear of snakes, but it consistently fails to explain other abilities for decorative art, moral virtue, and witty conversation. It seems reasonable to ask whether sexual selection for reproductive benefits might account for these leftovers. This suggestion makes sexual selection sound like an explanation of last resort. .....
In the 1930s, biologists redefined natural selection to include sexual selection, because they did not think sexual selection was very important. Following their precedent, modern biology textbooks define natural selection to include every process that leads some genes to out-compete other genes by virtue of their survival or reproductive benefits. When one biologist says "evolution through natural selection," other biologists hear "evolution for survival or reproductive advantage." But non-biologists, including many other scientists, still hear "survival of the fittest." Many evolutionary psychologists, who should know better, even ask what possible "survival value" could explain some trait under discussion. This causes enormous confusion, and ensures that sexual selection continues to be neglected in discussions of human evolution.

http://www.nytimes.com/books/first/m/miller-mating.html

ну и так для "форсу" о многогранности:

ОСНОВНЫЕ ТЕОРИИ ГЕНИАЛЬНОСТИ

Гений (от лат. genius - дух)  представляет собой явление планетарного масштаба и его разгадка соизмерима с раскрытием самых таинственных загадок Бытия, с выявлением наиболее универсальных законов строения и развития мира. Гений - это пробуждение глубинного творческого - Я, достижение человеком своей истинной творческой индивидуальности, в которой вселенское и универсальное находит свое уникальное, самобытное выражение. Гений переосмысливает и пропускает через себя достижения предыдущих эпох  и создает новые самобытные  произведения и  смыслы.
Сущность гения содержится в его произведениях, которые всегда больше самого творца. Как самостоятельные органические целостности, они обретают самостоятельную жизнь и развитие, бесконечно возрождаясь, насыщаясь новыми красками и смыслами вследствие духовного резонанса с потомками. В этом смысле можно сказать, что  гений - это человек,  который   своей  жизнью и творчеством  оказал   влияние    на ход  истории,  утвердил    новое  видение   мира  и  раскрыл  его  новые   смыслы, создал  новые  парадигмы,  концепции  направления  в  науке и искусстве .
Критерием гениальности является величина проекции творчества личности  на траекторию культурно-творческой эволюции, показывающей насколько вклад гения продвинул и приблизил человечество, культуру и сам мир к идеальному целому.
Гениальность - онтологична, она пронизывает все уровни и формы движения материи. «Она редка только в больших дозах, а в малых - рассеяна повсюду" (М.А. Блох). Гений персонифицирует универсальные закономерности творческой природной и социо-культурной эволюции, отражает сущность своей Эпохи и выражает в своем творчестве Дух времени. "В гении природа говорит свое последнее слово. Эволюция природы начинается с химических элементов и оканчивается в душе гения" (П.К. Энгельмейер).
Проблема раскрытия сущности гениальности состоит  неисчерпаемости, потенциальном богатстве как самой личности, так и ее  жизненного мира-Универсума, а также ее сущностного способа  существования и выражения - творчества. Сущность гениальности отражает и выводится из самых фундаментальных и всеобщих  принципов и законов строения и развития Универсума.
В то же время любое приближение к раскрытию сущности гениальности, которая является высшим уровнем развития человека, позволяет найти ответы на ряд ключевых вопросов, возникающих в теории личности и творчества.  Нахождение истинной сущности гениальности позволяет преодолеть теорию двух, непересекающихся миров, один из которых населяют гении, другой обыкновенные люди.  При этом границы между этими мирами перемещаются внутрь личности и состоят в способности человека совершать творческое усилие, самостоятельно, по-новому видеть реальность. Гений, в данном понимании предстает, как - это  обретение и плодотворное воплощение индивидуальностью творческого универсного и, в то же время  глубоко  своеобразного видения мира.
Универсальность и неисчерпаемость гения служит причиной существования многочисленных концепций, претендующих на раскрытие его сущности и уже изначально обреченных на высвечивание только отдельных  его сторон и проявлений.   В то же время современная интегральная концепция такого универсального феномена  как гений требует реализации целостной, наиболее полной системы взаимосвязанных типов гипотетико-теоретических объяснений.
Исходя из этого возможно  построить следующую комплементарную объяснительную матрицу, свободно включающую все существующие теории, открытую к возникающим,  а также предсказывающую возникновение новых теорий гениальности.
Данная универсальная объяснительная матрица включает следующие группы теорий:
1. Атрибутивные (от лат. аttributum - признак) - выявляющие специфические свойства и дифференциальные признаки гениальности и устанавливающие особенности их взаимосвязей и проявления.
2. Структурно-функциональные (от лат. structura -строение, порядок, от лат.   functio - исполнение, совершение) раскрывающие специфические особенности различных  интегральных внутриличностных компонентов и подсистем гения, их своеобразное сочетание, а также их роль  и вклад в творческое самоосуществление гения.
3. Процессуально-динамические (от лат. processus - прохождение, продвижение, и от греч. δύναμις - сила) выявляющие закономерности последовательной смены жизненных, формирующих этапов становления  гения, раскрывающие условия и факторы его происхождения, существования и развития.
3.1. Генетические (от лат. genesis - рождение, происхождение) выявляющие основные условия, факторы происхождения и  причины возникновения гениальности и определяющие основные детерминанты ее формирования и развития;
3. 2. Эволюционные (от лат. evulutio - развертывание) раскрывающие закономерности и механизмы становления гениальности, как результата объективного процесса развития природы и культуры.
3.3. Транснормальности (от лат. trans -пере, за, norma -норма, правило) видящие причины гениальности в разнообразных отклонениях от актуальной, «конвенциональной нормы», в аномалиях физического, душевного и духовного здоровья, в неординарности жизненных обстоятельств существования и развития.
4. Эссенциальные (от лат. essentia - сущность)  раскрывающие сущность и основные измерения гениальности, а также глубинные сущностные детерминанты ее проявления.
Как правило гениальность определяется не одним, а несколькими факторами, вернее целой системы факторов при обязательном действии центрально-интегрирующей мировоззренческой, культурно-исторической и духовно-смысловой детерминанты, активного творческого ”Я” - центра осознания, переживания и воли,  субъекта принятия самостоятельных решений и осуществления выбора на всех этапах существования и развития.

С.Л. Марков
подробнее здесь: http://geniusrevive.com/ru/teorii-genialnosti

эх,господа-господа... мир = синтез - одно во многом <-> многое в одном...)

накипело, узлы, актуально, наука

Previous post Next post
Up