Изделия из слоновой кости. Музей Либигхаус, Франкфурт. Часть 4.

Sep 13, 2024 14:20

Коллекционер Райнер Винклер (1925-2020) в 2019 году передал музею свою коллекцию работ из слоновой кости, более 200 экспонатов были переданы Штеделевской галерее для размещения в Либигхаусе.


Христианские добродетели. Вторая половина XVII века. Рельефное панно было создано на юге Германии, вероятно, в Аугсбурге.
Украшения выполнены из серебра, позолоченной меди, камней и жемчуга.






Семь свободных искусств (лат. septem artēs līberālēs) - искусства слова (грамматика и риторика), мышления (диалектика) и числа (арифметика, геометрия, астрономия, музыка) - в Древнем Риме так назывались занятия и упражнения, достойные свободного человека, в отличие от занятий, требующих физического труда (лат. artes mechanicae, например, живопись, скульптура, медицина).

Минерва ведёт Скульптуру и Живопись к семи свободным искусствам. С книгой - Грамматика. С грифельной доской - Диалектика. С духовым инструментом - музыка. С медицинским посохом (Schlangenstab) - Риторика. Виола да гамба - Арифметика. С глобусом и циркулем - Геометрия. С небесной сферой - Астрономия.



Символы добродетелей. Капитель - Мужество (смелость, доблесть). Зеркало - Благоразумие. Весы и меч  - Справедливость. Чаша - Вера. Якорь - Надежда. Дети - Любовь. Кувшин и блюдо - Умеренность. Агнец - Терпение.





«Благовещение»






На этом стенде моё внимание привлёк верхний рельеф. Решила разобраться с сюжетом.






Heiliger Rochus


Святой Рох (ок. 1295-1327) - католический святой, получивший известность как защитник от чумы. По легенде, Рох родился в Монпелье около 1295 года в богатой семье. После ухода родителей он раздал своё имущество бедным и отправился в Рим паломником. По дороге он исцелял крестным знамением больных чумой, в том числе кардинала. Предание сообщает о чудесах исцеления. Рох и сам заразился чумой, и отправился в заброшенную лесную хижину. Ангел смазывал его раны, а собака приносила ему хлеб.

Я было подумала, что это мячик, так и с сотовыми телефонами на фотографиях начала XX века.
Посох святого Роха уходит за ветвь дерева, из глубины рельефа и до края.

Caritas Любовь (христианская добродетель)



С подсветкой два рельефа, интересное решение.


Суд Париса.



Сцена с Бахусом.



«Непорочное зачатие» Maria Immaculata.



Под тонкими веками просвечивают выполненные из стекла глаза. Появляется лёгкая синева вокруг, глаза кажутся голубыми.
На самом деле глаза карие (можно увеличить фото).



Мюнхенский резчик по слоновой кости Simon Troger (1693-1768). В экспозиции представлены фигурки нищих его работы (примеры есть в википедии). Это комбинированные фигурки (лохмотья выполнены из дерева). Слоновая кость в сочетании с деревом именно для декоративного эффекта, а не из-за экономии слоновой кости. Стекло для глаз - ещё одна возможность сделать скульптуру более эффектной.






Великомученик Евстафий - покровитель охотников, в католицизме один из Четырнадцати святых помощников. До крещения Евстафий носил имя Плакида, был военачальником при императорах Тите и Траяне. По преданию, принял христианство после того, как на охоте увидел оленя, среди рогов которого появился пред ним Распятие Христа, сказавшего ему: «Плакида, зачем преследуешь ты Меня, желающего твоего спасения?». Вернувшись домой, он крестился вместе со своей женой и двумя сыновьями (родные Евстафия также почитаются в лике святых).  Евстафий перенёс многие испытания, во время путешествия на корабле в Египет был разлучён со своей женой, а затем и с сыновьями. Перенеся без ропота эти испытания, святой Евстафий обрёл своих родных и как прославленный военачальник был призван императором Траяном для ведения войны. После окончания боевых действий военачальник Евстафий с почестями вернулся в Рим. Император Адриан, сменивший к тому времени на престоле Траяна, устроил празднование победы над варварами. Приглашённый на праздник со своей семьёй Евстафий отказался принести жертвы языческим богам и открыто исповедовал себя христианином, за что был отправлен на растерзание диким зверям, но не был ими тронут. После этого император велел бросить их в кипящую в бронзовой скульптуре быка воду, где святые и приняли свою мученическую смерть, но тела их остались невредимыми и были погребены христианами. Датой мученичества считается 118 год.
Сюжет с оленем виден в глубине рельефа.


Видение императора Константина.
Видение апостола Павла.
Моисей ударяет по скале своим посохом. Dominicus Stainhart (1655-1712), Franz Stainhart (1651-1695)



У коня справа отсутствует хвост, но заметно интересное крепление или? Похоже на сломанный штифт? Хочется понять, каким образом можно было достигнуть такого мастерства в деталях. Листва монетками.






Кажется, я никогда не видела столь виртуозной работы из самшита, разве что в Вене.
Святой Себастьян. Christoph Angermair (ca.1580-1633). Buchsbaum (самшит).









Царица Елизавета Петровна. Carl August Lücke d.J. (ca.1710-1779)
В Эрмитаже есть работы Карла Августа Люке Младшего.





XIX столетие не уступает XVII-му.







Копия XVIII века (?) с работы François Duquesnoy, genannt der Flame (französisch le Flamand, italienisch il Fiammingo) (1597-1643)
Франсуа Дюкенуа - фламандский скульптор валлонского происхождения, работал в Риме в эпоху барокко. В Италии был известен под прозванием «Фьяминго».
Амур прекрасен, не записала, возможно, это работа Francis Van Bossuit (* 1635-1692).




Работа Франсуа Дюкенуа, оригинал 1620-е годы.
François Duquesnoy National Gallery of Art, Washington



«Наказание Амура» Автор?



В эпоху барокко был популярен сюжет: Венера наказывает сынишку за дела амурные. Юный лучник стреляет куда ни попадя, однако, стоит заметить, попадает точно в цель.
Чем воздаётся Амуру по попине, сказать сложно. Розги? Лоза? Букет роз? Важные воспитательные детали утрачены.



Слёзы ручьём.






Про кувшин/кубок хотелось бы рассказать.
Balthasar Griessmann документально подтвержден как житель Зальцбурга с 1673 года- Грисманн часто использовал гравюры в качестве источников для своих композиций, в том числе работы Аннибале Карраччи и Лукаса Кранаха Старшего, преобразовывая их в трехмерные композиции из слоновой кости, легко перемещаясь между различными уровнями рельефа. Обратите внимание на рыболовную сеть, отдельные ячейки висят в воздухе (участок сети поврежден, но можно рассмотреть).






Суть мифологического сюжета ускользает. Ангелочки по бардюру прекрасны, демонстрируют стрелы/гарпуны с пойманной рыбой и размахивают руками, стараясь превратить 2-х сантиметровый бордюр в горельеф.







Главный экспонат коллекции «Фурия», по названию уникального произведения назван мастер: Furienmeister.
«Всадница-Фурия» огромна по меркам изделий из слоновой кости, но стоит заметить, что пьедестал сделан из дерева, покрытого лаком.
Размеры 41 × 47 × 26  см. Датировка: ок. 1610 год.








Другой вариант яростной фурии, хранящийся в музее в Вене, см. в комментариях.

Моя любимица. Имя ей дано «Ева», но кто знает, что там предполагал мастер: Furienmeister.



Не смейтесь. Выражение лица «Евы» напомнило мне о знаменитой актрисе Гликерии Богдановой-Чесноковой в лучших её ролях (что выросло, то выросло). Вот просто с первого взгляда вспомнила Гликерию Васильевну, ниже уже пошел сюжет «Евы».
«Ева» встречает посетителей выставки первой. Если предположить, что она тянется за яблоком, то срывает его аккуратно за хвостик.



Вся красота тут именно что со спины.



Троица, тип изображения. Полихромная скульптура XV в. Музей Либигхаус Франкфурт-на-Майне. Часть 1.

Статуя Афины с фронтона Храма Афины Афайи. Цветные античные статуи. Музей Либигхаус. Часть 2.

«Ариадна на пантере» Даннекер / Ariadne auf dem Panther von Dannecker. «Вакханка на тигре» Гальбиг. Часть 3

тема 2, фото

Previous post Next post
Up