Bode-Museum, Berlin ок. 1480 г. / St. Stephan (Mainz) копия 2016 г.
Schutzmantelmadonna: Schutz - защита / укрытие; Mantel - плащ. Название на русском без упоминания дающего защиту плаща: Мадонна Милосердия. С итальянского: Мадонна делла Мизерикордия (Madonna della Misericordia) - в католицизме иконографический тип изображения Девы Марии, покрывающей своим плащом верующих, зачастую донаторов, изображённых с портретным сходством.
Об одной примечательной фразе.
В википедии на данный момент написано следующее:
Изображение вызвало особую насмешку со стороны Мартина Лютера, который сравнил его с «курицей с цыплятами».
Про Мартина Лютера не скажу. А сравнение такое использовалось и без всякой насмешки: «wie eine ihre Kücken treu beschirmende Henne» © Jan Veth
Из публикации 1904 года.
Ян Питер Вет (1864-1925) - голландский художник-портретист, поэт и художественный критик в 1904 году рассказывал о своём посещении берлинского музея. Ян Вет восторгался швабской Мадонной, вырезанной из немецкой липы, в ветвях которой когда-то пели немецкие соловьи. Mater Misericordiae, без короны, без нимба, только с вуалью на длинных светлых волосах, с длинным плащом на плечах, который она раскрывает широким преисполненным любви жестом, чтобы приютить оробевших набожных людей, подобно курице, преданно защищающей своих цыплят.
В зимнем полуденном свете Ян Вет стоит перед Мадонной Милосердия, ошеломлённый, отдавший себя во власть умиротворяющей тайны той, которая явилась не в образе царицы (Kirchenfürstin), восседающей на троне во всём своём вызывающем трепет великолепии, не в образе Матери скорбящей (Mater Dolorosa), все беды и скорби мира пропускающей через сердце своё, но как утешительница, как защитница.
Очень поэтично:
«O minnigliche Sphinx, breite deine Hülle weiter aus, auch über uns Ermatteten: deinen sicheren Mantel des Mitleidens und der Gnade. Sprenge deine Heiligkeit wie freundlichen Tau auf den Brand unserer harrenden Augen. Lass deine beglückende Sanftmut die schlichten Falten entlang bis zum Saum deines goldenen Kleides herabtropfen auf diese Erde, wo wir Armen knieend liegen vor deinem gebenedeiten Blick. . . » © Jan Veth
Ян Вет говорит о том, что эту чудесную Мадонну создал неизвестный резчик из Равенсбурга (Ravensburg).
Здесь о копии скульптуры в церкви в Майнце в окружении витражей Шагала:
Витражи Шагала в церкви Святого Стефана Майнц. Часть 2. Церковь Св. Стефана в Майнце. Мадонна Милосердия. P.S.
О каком из изображений якобы отзывался Лютер, не знаю. Есть и многочисленные живописные полотна, и скульптурные композиции.
Это почитаемая позднеготическая статуя Мадонны, хранится она в музее в Берлине. Считается, что эта Мадонна когда-то защитила жителей Равенсбурга во время чумы. Легенды и истории есть и относительно современные. Рассказывают, что в конце Второй мировой войны эта Мадонна якобы явилась британскому военному летчику перед тем, как он почти долетел до города. По этой причине летчик повернул назад, и таким образом город Равенсбург в тот день был избавлен от воздушных налетов. В благодарность после войны самая большая площадь Равенсбурга была переименована в Мариенплац. История о летчике опубликована в википедии со ссылкой на католический приход Liebfrauenkirche в Равенсбурге. Почему-то не названо имя летчика. Командовал ли этот летчик всей операцией, ведь на задание был отправлен не только его самолет. Как минимум с начала XX века эта Мадонна территориально находилась не в Равенсбурге, а в берлинском музее, где ею в 1904 году восхищался Ян Вет. Есть вопросы к этой истории.
Тысячелетняя церковь St. Stephan в Майнце во время войны была практически разрушена британской авиацией. Поэтому и обратились к Шагалу по поводу витражей. И теперь история с британским летчиком и явившейся ему Мадонной пересказывается уже в Майнце, где в 2016 году была установлена копия равенсбургской Мадонны XV столетия (см. фото).