Турнюры. Термин „Cul de Paris“. Фарфоровая статуэтка с секретом.

Aug 01, 2022 19:21

Bares für Rares - передача выходит с 2013 года, ведущий Horst Lichter. Посетители представляют какую-то анткварную редкость, диковинку, найденную случайно на чердаке или же бережно передаваемую из поколения в поколение. После получения экспертизы и разъяснений искусствоведов владельцам предоставляется возможность предложить свою вещь для продажи нескольким антикварам. Очень интересно слушать рассказы искусствоведов о старинных вещах. Horst Lichter  - само обаяние.

В серии Bares für Rares Folge 327 Staffel 7...рассказывается о любопытной фарфоровой статуэтке с секретом.
https://www.youtube.com/watch?v=TezsuhaStFY



Статуэтка эта носит название Parise Hintern (фр. Cul de Paris)

Подобные статуэтки появились ещё в XVIII столетии. На данном экземпляре стоит клеймо Севрской фарфоровой мануфактуры, но это не французское изделие, статуэтка сделана в Германии в Саксонии на мануфактуре Potschappel, основанной Карлом Тиме (Carl Gottlieb Thieme 1823-1888) в 1872 году. В 1914 году там скопировали популярную французскую статуэтку, сымитировав французское клеймо. К слову, с 2008 года фабрикой Потшапель владеет российский бизнесмен А.С. Агабабян (к статуэтке это отношения не имеет, просто любопытно).

У данной статуэтки есть маленький секрет - блоха. Голосом Шаляпина: Ха-ха, блоха.



Вместе со шкатулкой ручной работы статуэтку оценили в 500 евро. Владелец продал её за 610 евро.

Подобных статуэток можно разыскать в сети несколько, на разных аукционах.








Есть российский вариант, изготовленный на фабрике Фрэнсиса Гарднера около 1890 года. Фигурка создана по образцу немецкой от Postchapel. Источник: https://www.worthpoint.com/worthopedia/russian-porcelain-erotique-figurine-497199526

Франц Яковлевич Гарднер (1714-1790) - осевший в России шотландский купец, создавший известную фарфоровую фабрику в селе Вербильцы (ныне Вербилки) Дмитровского уезда. Его имя носит Гарднеровский переулок в Москве. Шотландский купец Фрэнсис Гарднер решил начать дело в России. Сначала в 1746 году он приехал в столицу Санкт-Петербург и сменил имя на Франца Яковлевича. Был записан в соответствующем ведомстве как лесопромышленник. Затем Гарднер переключился на сахарное производство, купив поместья в Малороссии и Крыму. Обжившись в столице, Франц Гарднер решил перебраться в Москву, решив что в столице иностранных коммерсантов и так хватает, зато в Москве конкуренции с иностранцами гораздо меньше. В это время ему пришла мысль устроить фарфоровую фабрику...





Но у меня была возможность взглянуть на другие фотографии (увы, они пропали вместе с темой). Отличаются изделия не только расцветкой платьев, укладкой буклей на манер причесок XVIII столетия, но и классификацией насекомых. У меня смутные представления о том, как должна выглядеть блоха, но там можно и комарика разглядеть и т. п. мушек. Статуэтка была очень популярна в своё время. Но мне бы хотелось обратить внимание на название:

Фасон „Cul de Paris“ in Mode. Вариации названия на немецком: «Pariser Hintern» / «Pariser Popöchen» / «Wattehintern» (кое-где встречается более прямолинейный вариант на немецком: «Arsch von Paris»). На русском при описании турнюров, не смущаясь, пишут: фасон «кю де Пари», на французском звучит красиво, а вот переводить совсем не обязательно. Термин «Cul de Paris» обозначает силуэт женского наряда, который характеризовался сильным акцентом на спине
ну, не совсем на спине. Турнюр с 1870-ых называли «Cul de Paris» - «парижский зад». Название «Cul de Paris» в моде стало использоваться существенно раньше, оно упоминается в модных журналах 1780-ых, поскольку акцент был тот же самый.

Художник Francois Louis Joseph Watteau. Гравёр Dupin. Galeries des Modes et Costumes Francais № 222 ок. 1778-1787 /  № 224




Немецкий журнал Der Bazar 1873 / 1873




Немецкий журнал Der Bazar 1884 / 1885




Название «Cul de Paris» употреблялось не только в разговорной речи.
Карикатура опубликована в Fliegende Blätter No. 1520, 1874 год. Обсуждают гувернантку в турнюре, именуя его «Cul de Paris». Справа: немецкий журнал Der Bazar 1874.




Заметка опубликована в Pfälzische Volkszeitung 18.10.1874
Речь идёт о разграничении Эльзас-Лотарингии. После франко-прусской войны 1870-1871 годов значительная часть Лотарингии и почти весь Эльзас были переданы Германии. Контрабандой из Германии перевозили табачные и золотые изделия (и какие-то прозрачные карты transpa­rente Karten). 1 октября 1874 года в Люневиле была замечена элегантная красотка с „Cul de Paris“. Ей было предложено пройти проверку, в модном сооружении нарядной дамы были обнаружены золотые украшения (контробандная бижутерия) на 12.000 франков, которая была конфискована. Красавицу заарестовали и оштрафовали ещё на 12.000 франков. В общем, вся красота насмарку. Я хотела обратить внимание на то, что термин „Cul de Paris“ использовался не только в разговорной речи, но и в прессе, и даже в полицейских сводках. И не надо смущаться, название общепринятое и устоявшееся.


мода, гравюра, тема

Previous post Next post
Up