Переплавка немецких памятников на военные нужды в период Второй мировой.

Oct 25, 2020 19:24

Про переплавленные на военные нужды немецкие памятники. Пущенные на металл. Переплавленные памятники. Сбор металла на военные цели.


- Медная статуя Беролина на Александрплац 7,5 метров высотой, 5 тонн весом, 6,25 метра высота цоколя, 1894 год, скульптор Эмиль Хундризер (Emil Hundrieser). Berolina - позднелатинский вариант названия города Берлин. Беролиной также называли женскую скульптуру, символизировавшую Берлин. Отправлена на переплавку в 1944.
 - Памятник Видукинду в Херфорде (переплавлен в 1943, восстановлен в 1959)
 - 3-х метровая бронзовая валькирия украшала памятник кайзеру Вильгельму I в Бохуме (переплавлена вместе с другими фигурами в 1943)
 - Памятник Бисмарку во Франкфурте на Майне, скульптор Rudolf Siemering (1835-1905) (переплавлен в 1940)



Metallmobilisierung


Пожертвования металла начались весной 1940-го в день рождения фюрера: «Metallspende des Deutschen Volkes zum Geburtstag des Führers». Всевозможные предметы из цинка и меди можно было сдать в 62 000 пунктов приёма металла. По предложению министра пропаганды Йозефа Геббельса каждый жертвователь получал сертификат. Кампания имела большой успех, было собрано почти 77000 тонн, что существенно (почти вдвое) превысило прогнозы организаторов. Граждане с энтузиазмом несли в пункты сбора дверные таблички, люстры, бокалы, подсвечники и ценные произведения искусства. На этом этапе церкви еще не входили в список приоритетных объектов по инвентаризации металла, власти опасались, что население может взбунтоваться, если церковные колокола будут конфискованы. Колокола были пущены в ход только в 1942-ом, большинство бронзовых колоколов в Германии было переплавлено, журнал Focus сообщал про демонтаж 102000 церковных колоколов во времена Третьего рейха (102.000 Kirchenglocken abmontieren). Во время Первой мировой войны, когда имперские власти сняли колокола с церковных колоколен и отправили их на плавильные заводы, верующие оказали значительное сопротивление. Так, к примеру, в 1918-ом году был пущен на металл 26-тонный колокол Кёльнского собора Kaiserglocke (Gloriosa), изготовленный в 1875-ом (нынешний любимец жителей Кёльна «Dicker Pitter», который был отлит в 1923-ем на замену имперского колокола Kaiserglocke, весит только 24 тонны, до ноября 2016 года колокол Св. Петра, известный в народе как «Толстый Питер», считался самым большим в мире колоколом подобной формы).

В 1918-ом переплавили на нужды вооружения первый в мире памятник Антону Павловичу Чехову, установленный в курортном городе Баденвайлере в 1908-ом.




Помимо церковных колоколов во время Второй мировой в Германии переплавляли памятники Вильгельму и Бисмарку. Национал-социалисты изначально пытались политически использовать идеи Бисмарка, но «für Hit..rs Wahnidee eines großgermanischen Reiches taugte Bismarcks kleindeutsche Lösung - ohne Österreich - als Vorbild nicht»*
Переплавка собранного металла почти без исключения происходила в акционерном обществе Reichswerke Hermann Göring, основанном для добычи и плавки руды в 1937 году. Невозможно определить количество металла, полученного путем переплавки из памятников и церковных колоколов. В конце 1944 года в Германии накопились запасов больше, чем было в начале войны, и их хватило бы на долгое время, если бы война не закончилась в мае 1945 года... Der Krieg war dennoch verloren.
* (с) rp-online.de цитата из статьи о сборе металлов во время Второй мировой войны в городе Дуйсбурге
https://rp-online.de/nrw/staedte/duisburg/duisburg-im-krieg-wurden-sogar-denkmaeler-und-glocken-eingeschmolzen_aid-44720323

Памятники Вильгельму I. Из указанных в википедии одних только конных статуй было переплавлено 13 штук (1/4 всех перечисленных в Liste der Kaiser-Wilhelm-I.-Denkmäler монументов подобного плана):
Aachen (бронзовые элементы переплавлены в 1942)
Berlin-Neukölln (1944)
Bremen (1942)
Chemnitz (конная статуя перед ратушей переплавлена в войну вместе с сопутствующими монументами Бисмарка и Мольтке)
Duisburg (фигуры императора и имперского орла были переплавлены в 1942 году, а в 1957 снесен постамент)
Erfurt (1944)
Frankfurt am Main (1940)
Görlitz (помимо конной статуи кайзера Вильгельма I, в 1942 переплавили скульптуры канцлера Отто фон Бисмарка и фельдмаршала Гельмута фон Мольтке)
Karlsruhe (в 1943 переплавлены четыре аллегорические фигуры на постаменте)
Weißenfels (демонтирован 8 марта 1949 года и отправлен на переплавку)
Wriezen (переплавлен в 1943, сохранились боковые рельефы и гранитные львы)
(Wuppertal-) Elberfeld (конный монумент переплавили в 1943, постамент сохранился, с 1958 года на нем установлен памятник жертвам национал-социализма)
Berlin-Mitte (в 1950-ом переплавили памятник Вильгельму I у Берлинского дворца, снесли вместе с дворцом)

Памятников Вильгельму I в Германии было особенно много. 1871-1888 - годы правления Вильгельма I достаточно мирные и благополучные для страны. Провозглашение прусского короля императором Германии состоялось в Зеркальном зале Версаля 18 января 1871 года, за неделю до победы Германии над Францией. Возникла новая Германская империя - от Страсбурга до Кенигсберга, от Ютландии до Альп - «ein mächtiges und selbstbewusstes neues deutsches Reich». После смерти императора города, можно сказать, соревновались в сооружении памятников, чтобы отдать дань уважения германскому императору. На сегодняшний день, по данным издания BeiUnsInHamburg, сохранилось около 300 памятников Вильгельма I, из них 63 конных статуи и около 120 бюстов.

Дуйсбург, памятник Вильгельму I, отправленный на переплавку во время Второй мировой войны, в 1942-ом.
Постамент возвышался над каменным гротом. По сторонам от надписи «Вильгельм I / Благодарный город / Дуйсбург» были размещены рельефные портреты Бисмарка (справа) и Мольтке (слева). Рядом с пьедесталом -  аллегорическое изображение Германии в украшенном дубовыми листьями крылатом шлеме, Германия держит в левой руке меч, правой - передаёт Вильгельму I имперскую корону. Слева от конной статуи на груде военных трофеев был изображен имперский орел с поднятыми крыльями. Сзади указан год: «1998». У подножия монумента находился небольшой пруд с источником.
Duisburg. Wasserturm und Kaiser Wilhelm I Denkmal auf dem Keiserberg



Дуйсбург, памятник Бисмарку. Демонтирован и переплавлен на третьем году войны. Особенно жалко отправленных на переплавку огромных драконов с постаментов памятников Бисмарку в Дуйсбурге и во Франкфурте. Драконы такая редкость! Во Франкфурте дракон выглядел живенько так, в Дюсбурге совсем плох и эпосно-героически побежден. Постамент с аллегорическими фигурами в Дюйсбурге: Пан (в германском рогатом шлеме и с многоствольной флейтой в руках) и опирающийся на меч Зигфрид (Pan und ein Drachentöter). На переднем был изображен украшенный дубовыми листьями герб Германской империи и корона.
Bismarck-Denkmal am Kuhtor, versetzt an die Königsstraße.


Данные об этом памятнике взяты со страницы Hochschulschriftenserver.

Франкфурт на Майне, памятник Бисмарку переплавлен в 1940-ом. Дева в седле - это Германия. Дракон, вероятно, образ собирательный. Открытки с изображением памятника подписывались фразой Бисмарка: «Setzen wir Deutschland erst in den Sattel reiten wird es schon können» (с) Bismarck 1867. Более точная цитата звучит таким образом: «Meine Herren, arbeiten wir rasch! Setzen wir Deutschland, sozusagen, in den Sattel; reiten wird es schon können!»

Das Bismarck-Denkmal in Frankfurt a/M Modeliert von Prof. Rudolf Siemering (1835-1905) in Berlin. Памятник в бронзе Рудольф Зимеринг изготовить не успел. In Kupfer getrieben von G. Knodt in Frankfurt a/M (называются и др. имена: Tinkenberger (?))
Frankfurt am Main Bismarck-Denkmal 1908.




Переплавляли памятники не только Вильгельму и Бисмарку, но и философу и поэту Иоганну Вольфгангу фон Гёте, реформатору Мартину Лютеру, математику Адаму Ризе, художнику-пейзажисту Людвигу Рихтеру (на террасе Брюля в Дрездене, восстановлен в 2013). В 1936 году в Тюрингии в парке Pergolenhof был установлен памятник Паулю фон Гинденбургу, первому и единственному в истории Германии человеку, избранному главой государства на прямых всенародных выборах. Гинденбург, будучи рейхспрезидентом, помог Гит-ру прийти к власти, назначив его рейхсканцлером. Памятник переплавлен в 1943 году. Проследить какую-либо последовательность отправки на переплавку невозможно, критерии отбора устанавливались бюрократическим путем, не попадали в эти списки разве что бюсты нацистских лидеров.
Во время Второй мировой войны японцы пустили в расход памятник Хотико (восстановили в 1948). Не слышала, чтобы подобная участь постигла памятники в СССР, даже в блокадном Ленинграде, если уж этот, всячески порицаемый ещё до революции, остался в целости и сохранности: «Стоит комод, на комоде бегемот, на бегемоте обормот, на обормоте шапка, на шапке крест, кто угадает, того под арест». Хотя колокола в пушки в период войн переливали ещё с петровских времён.

Кобленц. «Немецкий угол» (Deutsches Eck) - название косы в месте впадения Мозеля в Рейн. В 1897 году на этой косе была возведена монументальная конная статуя кайзера Вильгельма I. Высота памятника составляет 37 м, высота конной статуи - 14 м. Проект выполнил архитектор Бруно Шмиц, автором конной статуи является скульптор Эмиль Хундризер (Emil Hundrieser). Вильгельма I сопровождала крылатая женская фигура, которая несла на подушке увитую лаврами имперскую корону (Keiserkrone). На фасаде памятника был размещён рельеф с изображением имперского орла, схватившего змею. Над орлом - надпись «Вильгельм Великий» - так и неприжившийся, несмотря на все усилия внука, титул Вильгельма I.

Немногие туристы знают, что это копия, оригинал был уничтожен американскими солдатами в 1945-ом: «Ein Nachbau, denn vor 75 Jahren zerstörten amerikanische Soldaten das Original».







Постамент с 1953 по 1990 годы носил название «Мемориал германского единства». Конная статуя (после долгих дискуссий) восстановлена на постаменте в 1993 году.






Слева: до марта 1945. Справа: разрушенный монумент, март 1945.




В марте 1945 года Кобленц представлял из себя каменную пустыню, в которой выжило около 4000 человек, но не тронутый бомбами имперский памятник всё ещё возвышался на пьедестале. Он был уничтожен 16 марта 1945 года. Данная конная статуя была символом немецкого национального патриотизма. Говорят, что президент Эйзенхауэр лично отдал приказ разрушить памятник. Однако подтверждающих этот факт официальных документов нет. Американские солдаты стреляли до тех пор, пока один из снарядов не повалил памятник набок, только ноги лошади удерживали статую на пьедестале:
«Fest steht aber, dass die Amerikaner auf das Denkmal schossen. Bis schließlich eine Granate ein Treffer war, der das Denkmal zur Seite kippte und der Kaiser kopfüber herunter hing. Nur noch die Füße des Pferdes hielten das Standbild auf dem Sockel» (с) https://www.swr.de/swraktuell/rheinland-pfalz/koblenz/koblenz-kaiser-wilhelm-denkmal-amerikaner-schiessen-ihn-vom-sockel-100.html

Понятно, что многие памятники в послевоенный период были демонтированы по идеологическим соображениям. Это уже несколько другая тема...но некоторые жалко.
Berlin. Kaiser-Wilhelm-Nationaldenkmal. Фото 1913 года.



Wilhelms I. mit Viktoria








Bronzeadler von August Gaul für das Berliner Kaiser-Wilhelm-Nationaldenkmal von Reinhold Begas (vor dem Berliner Stadtschloss)








Rudolf Kessler / Landesarchiv Berlin / Abriss des Nationaldenkmals für Kaiser Wilhelm I, 1950



Современное фото львов, перенесенных на территорию берлинского зоопарка 1. (с) helmutcaspar 2. (c) itinerantprofessor




Национальный памятник кайзеру Вильгельму  - конная статуя императора Вильгельма I работы Рейнгольда Бегаса, 1895-1897 год - находился в центре Берлина на площади Schloßfreiheit с западной стороны Городского дворца.
Памятник кайзеру Вильгельму получил повреждения в ходе боев в Ноябрьскую революцию 1918 года. В результате последовавших дискуссий было принято решение в пользу восстановления памятника вместо его сноса. Во Вторую мировую памятник устоял без крупного ущерба. Зимой 1949-1950 годов власти ГДР по идеологическим мотивам решили снести памятник до цоколя. Постамент национального памятника кайзеру Вильгельму, признанный памятником архитектуры, сохранился до настоящего времени. От снесённого национального памятника также сохранились две скульптурные группы львов, которые без военных трофеев попарно установлены в зоопарке Фридрихсфельде у павильона хищников «Дом Альфреда Брема». Один из орлов работы Августа Гауля находится во внутреннем дворе Бранденбургского музея. Остальные скульптурные элементы бывшего памятника кайзеру Вильгельму были уничтожены.

Этот памятник мог поспорить по разнообразию животного мира с известным памятником в Летнем саду, в художественное оформление были включены: 21 лошадь, 2 вола, 8 овец, 4 льва, 16 летучих мышей, 6 мышей, 1 белка, 10 голубей, 2 вороны, 2 орла, 16 сов, 1 зимородок, 32 ящерицы, 18 змей, 16 ракообразных, 1 лягушка, 1 карп - всего 157 животных. Поэтому остроумные берлинцы назвали данный монумент зоопарком Вильгельма, в то время как другие - Вильгельм в львином логове, намекая на картину Брайтона Ривьера (1840-1920) «пророк Даниил в львином логове (в яме со львами)».
Я ещё дракончика на рыцарском шлеме разглядела на одной из фотографий, обидно, если его как ящерицу посчитали :)

*Для сравнения, на памятнике дедушке Крылову работы Петра Карловича Клодта изображены следующие животные: лев, медведь, волк, лисица, обезьяна, слон, осёл, козёл, барс, вол, овцы, кот и представители пернатых: орёл, кукушка, ворона, соловей, журавль, лягушки, змея, мыши.


Вот даже если представить, что вдруг примут решение восстановить эти исторические памятники, так ведь ничего хорошего из этой затеи всё равно не выйдет...посшибают дракончиков да рога со шлемов, шпаги и мечи если не выломают, то погнут. Слишком приближены персонажи и детали к зрителям, слишком изящны и вызывающе соблазнительны декорации, нынче уже так, пожалуй, и нельзя.

драконы, война между СССР и Германией, тема

Previous post Next post
Up