"Пауза" - так называлось
седьмое задание весеннего марафона
"92 дня весны". Наш карантин после возвращения домой оказался такой паузой, и это дало возможность написать пост, который я собиралась написать давно.
Выставка "Юрий Анненков. Революция за дверью" открылась в Москве в Музее русского импрессионизма год с лишним назад, в феврале 2020. Она поработала с перерывом на локдаун до конца лета, мы успели посмотреть ее в первые же дни работы.
Ниже - мой отстоявшийся и хорошо выдержанный рассказ (приправленный тоской по выставкам и музеям) об экскурсии по выставке, в которую вошло более 170 работ из разных коллекций России и Франции.
Юрий Павлович Анненков, яркий представитель русского авангарда, живописец, график, художник театра и кино, писатель, прожил долгую жизнь. Он родился в 1889 в Петропавловске (Казахстан), где его отец, народоволец П. С. Анненков, отбывал ссылку, а умер в 1974 в Париже. Всего в семье было 5 детей, В Петропавловске родилось двое, Юрий был старшим ребенком в семье. В дальнейшем они жили в Самаре и Санкт-Петербурге, где родились старшие дети.
"Портрет отца художника", 1916
Название выставки "Революция за дверью" напоминает нам и о революции, и об отъезде за границу, а также об Автобиографической повести "Повесть о пустяках", которая по-французски носила именно это название, "Революция за дверью".
Очень важную роль в рождении Анненкова как художника сыграл И. Е. Репин, который стал для Юрия самым важным авторитетом с момента их знакомства в 1907 г. Дача семейства Анненковых находилась в Куоккале, рядом с репинскими «Пенатами».
"Домик в Куоккале", 1916
С 1908 г. Анненков учился на юридическом факультет Петербургского университета и одновременно с Марком Шагалом занимался в мастерской художника С. М. Зейденберга. В 1909 г. он провалил экзамен в Академию Художеств и поступил в мастерскую Я. Ф. Ционглинского (по совету которого позже, в 1911-м, уедет в Париж).
"У лампы", 1909. Портрет сестры Надежды
Его путь к авангарду шел через импрессионизм и примитивизм
"Негритянка с бабочкой", 1915
Анненков испытал сильное влияние кубизма и футуризма (кубофутуризм), реализуя синтез реализма и кубизма.
"Июнь. Лес", 1918
В 1913 г. Анненков дебютировал в салоне «Независимых» в Париже с пейзажами,
"Зимний пейзаж", 1910
а затем вернулся в Петербург и начал работать в качестве театрального художника. В дальнейшем он много работал в театрах Петрограда и Москвы.
"Автопортрет", 1919
Очень известны шаржи Анненкова, особенно на Чуковского.
"Чукоккала" - альбом Чуковского
А сколько чудесных иллюстраций к произведениям Чуковского! "Крокодил"
"Мойдодыр"
Очень много в то время Анненков работал для "Сатирикона", оформил несколько обложек для журнала
Анненков оформил спектакль «Nomo sapiens» H. H. Евреинова для театра «Кривое зеркало», а вот обложка пьесы "Самое главное", 1921
и эскиз декорации - комната гадалки
Знаменитое стихотворение Блока
"Двенадцать"
"Темный вечер, белый снег"
Но больше всего Анненков работает для театра.
Он участвовал в 30 постановках, из них 5 - у Евреинова
Эскизы к театральным декорациям, "Рождественская песня" Ч. Диккенса
"Первый винокур или как чертенок краюшку заслужил"
Тактильный макет декорации к спектаклю "Газ" в Большом драматическом театре
Актер Михаил Чехов
Активное участие Анненков принял в подготовке празднования третьей годовщины революции. Действо происходило на Дворцовой площади, были возведены 2 платформы, мост, участвовало 8 тыс человек и техника, зрители могли увидеть взятие Зимнего дворцы, выстрелы, свет. Позже Сергей Эйзенштейн взял визуальную составляющую для фильма "Октябрь" именно из этого спектакля под открытым небом
В 1920 году Анненков выпустил книгу «Портреты», основу которой составляли созданные им портреты отечественных и зарубежных писателей, композиторов, режиссёров, артистов, а также три статьи, посвящённые художнику: «О синтетизме» Е.Замятина, «Колебания жизненных токов» М.Кузмина, «Юрий Анненков» М.Бабенчикова.
Портрет Евгения Замятина, 1921
Шарж на Максима Горького, который в то время покупал произведения искусства у тех, кто вынужден продать за бесценок (на что указывают Будда и китайская ваза)
Совсем другой портрет Максима Горького (1920) в теплом свитере
Портрет Марианны Зарнекау (падчерицы Великого князя), 1924
Мария Соколовская, дочь издателя, коллекционер книг, 1921
"Великая босоножка" Айседора Дункан, 1921
"Портрет Анны Ахматовой", 1921. Наверное, это самый известный портрет авторства Анненкова
"Александр Блок в гробу", 8 августа 1921
Пожил в квартире Менделеева по приглашению его дочери
В центре зала была помещена уникальная галерея созданных Анненковым портретов деятелей революции и искусства (17 портретов, а людей на них изображено меньше - некоторые изображены несколько раз). Практически все из них впоследствии были подвергнуты репрессиям в 1930-е гг.
Лев Каменев
Григорий Зиновьев
Климент Ворошилов
Николай Мурашев
Вячеслав Зоф
Лев Троцкий
Эфраим Склянский
Авель Енукидзе
Владимир Антонов-Овсеенко
Анатолий Луначарский
Карл Радек
Всеволод Мейерхольд
В 1924 г. Анненков выехал в Венецию для участия в XIV Международной художественной выставке, куда повез портрет Троцкого
В Россию он больше не вернулся, поселился в Париже вместе с женой Еленой Гальпериной - балериной и актрисой.
Вид на Пантеон из Люксембургского сада
Вторая жена Анненкова - Валентина Мотылева
Несколько работ французского периода. Бретань. "Старуха", 1925
"Площадь Сен-Марко в Венеции", 1929
"Палаццо Дарио", 1930-е, сам город изображен как театральная декорация, условно и театрально
Анненков много работал как художник-декоратор и художник по костюмам в театрах и кино.
"Зимний сад". Эскиз декораций к музыкальной комедии "Пассаж принцев", 1933
Портрет Жерара Филипа, 1948
В 1955-м Анненков был номинирован на премию «Оскар» Американской академии киноискусства за костюмы к фильму «Мадам де…» (реж. Макс Офюльс, 1953). В
1969-1970 гг. оформлял книги Александра Солженицына и Михаила Булгакова в издательстве YMCA-Press.
Во французских журналах часто публиковали его пейзажи парижских предместий, женские портреты, интерьеры.
Абстрактная композиция, 1950-е - 60-е гг
Пандемия, уходи!
1г 24 дн (1 г 37 дн).