Я выкладывала
общую информацию о выставке Мунка в Третьяковской галерее, а сейчас об этом подробнее. Первая часть экспозиции - работы первой половины жизни великого норвежского живописца.
Жизнь Эдварда Мунка (1863-1944) была омрачена трагедиями с его самых юных лет, ему было 5 лет, когда от туберкулеза умерла его мать, 15 - сестра, чуть позже другая сестра оказалась в клинике для душевнобольных, совсем молодым умер его брат. Все это оставило свой след во всем его творчестве. Эдвард Мунк - человек сильных страстей, но мне бы хотелось начать рассказ с картины "Поцелуй" (1897) - чтобы запомнить силу светлого и глубокого чувства, любви, жажды жизни
Вот так автор видит себя (1906)
Очень рано у художника сформировался его собственный стиль, он взял многое от импрессионистов и пост-импрессионистов, но исследователи искуства с его имени начинают рассказы об экспрессионизме.
Даже в его самых спокойных работах чувствуется огромное напряжение и внутрення мощь ("Меланхолия", 1900-1901)
"Первый снег на аллее" (1906)
Отношения Мунка с женщинами были очень трудными и мучительными, какое напряжение мы видим в картинах! "Глаза в глаза" (1899-1900)
Какие лица, одержимые страстями! Очень сильное впечатление производят они на зрителей
Убийца (1910)
Страсть "За рулеткой в Монте-Карло" (1892) - по Достоевскому
Много размышляет художник о болезни и смерти ( "Смерть в комнате больного", 1893)
И наконец картина, которую все назовут первой, если разговор зайдет о Мунке - "Крик" (один из авторских вариантов картины). Природу Мунк воспринимал как что-то опасное, и эта картина первоначально была написана под влиянием впечатлений о закате солнца
Очень интересно смотреть разные варианты одного и того же сюжета, например,
"Девушки на мосту"
"Одиночество"
Жгучая "Ревность" (1913-1915)
Коллекция фотографий, сделанных Мунком, тоже очень интересна, но самое интересное (и менее известное) - это гравюры Мунка и поздние его работы, особенно портреты и пейзажи.
Очень точные линии и лаконизм гравюр придают им еще большую силу чувств ("Больной ребенок", 1896)
Портреты великих соответственников. Ибсен (1902) и Стриндберг (1896)
"Брошь. Ева Мудоччи" (1903)
"Поцелуй" (1897)
и "Крик" (ранняя графическая версия 1893)
Современники считали, что портреты Мунка очень точны и верны
Автопортреты беспощадны к автору и очень "живые"
Для меня открытием стали и пейзажи, написанные Мунком начиная с 1900-х гг. Природа его глазами становится спокойной, хотя и не менее впечатляющей. "Солнце" (1910-1913)
"Звездная ночь" (1922-1924)
"Вязовый лес весной" (1923-1925, 1923)
"Зима. Эльгерсбург", 1906 и "Зима в КрагерЁ", 1912
"Дым поезда", 1900
"Берег моря", 1904
"Яблоня в саду" (1932-1942) (картина была написана, когда художник почти полностью потерял зрение)