Пока постепенно пишу большой пост с итогами каникул ребенка тут (ответы на все вопросы я получила, вспоминаю и записываю) - расскажу про субботнюю экскурсию, которая показала нам Ленинскую библиотеку глазами не только инженера, но и архитектора, скульптора, библиотечного работника, техника и, конечно, читателя.
Встречались мы у входа в Российскую государственную библиотеку, у ног Достоевского (он сидит здесь с 1997, авторы памятника скульптор А. И. Рукавишников, архитектор М. М. Посохин). Покажу его с такого ракурса, сразу видно, что рядом Кремль
Первая часть экскурсии, около часа, проходит на улице, имейте это в виду (хотя было солнечно, но холод прохватил всех). Зато вторая часть экскурсии, еще полтора часа, были внутри, в тех частях библиотеки, куда никогда не попадают ее читатели, и в тех, где они как раз и бывают.
Итак, Государственная библиотека СССР имени Ленина
Это крупнейшая публичная библиотека России и Европы.
Основой ее собрания была Румянцевская библиотека и музей (созданные канцлером Румянцевым, 1854-1826), которые с 1828 находились в Санкт-Петербурге, а через тридцать с лишним лет были перевезены в Москву и помещены в Дом Пашкова
(того самого, который описал Булгаков в "Мастере и Маргарите": "На закате солнца высоко над городом на каменной террасе одного из самых красивых зданий в Москве, здания, построенного около полутораста лет назад, находились двое: Воланд и Азазелло. Они не были видны снизу, с улицы, так как их закрывала от ненужных взоров балюстрада с гипсовыми вазами и гипсовыми цветами. Но им город был виден почти до самых краев.)
И с этого момента, с 1862 г, она получает обязательные экземпляры всех отечественных изданий (книг, журналов, газет - все-все-все, и как минимум в 2 экземплярах). Конечно, очень скоро для хранения книг потребовалось дополнительное место, но до революции книги еще как-то теснились на старом месте. После революции сюда поступили более 40 личных конфискованных библиотек, и встал вопрос о строительстве нового здания. Был объявлен конкурс, в нем участвовали многие именитые архитекторы.
Первая премия досталась конструктивистскому проекту под девизом «Книга», в котором многоэтажный корпус библиотеки напоминал раскрытую книгу. Авторами были московский архитектор Д. С. Марков (1877-1943), одесский конструктивист Д. Ф. Фридман (1887 - 1950) и В. И. Фидман.
Но строиться в 1928 г библиотека стала по совершенно другому проекту, не участвующему в конкурсе. Оказывается, был проведен закрытый конкурс, в котором победил еще один проект.
Архитектор Ивана Рерберг, автор здания Московского телеграфа, использовал лаконичные формы, а в качестве украшения использовал угловую ротонду по мотивам находящегося поблизости Дома Пашкова
Эта ротонда потом в здании присутствовать будет, но не снаружи, а внутри.
Щусев, автор Мавзолея, сумел найти удачное функциональное решение, в дальнейшем развитое в духе «супрематического конструктивизма».
Братья Веснины разделили здания корпусов функционально и соединили их переходами, но не учли близость читальных залов к шумной улице.
В. А. Щуко предложил «богатое и нарядное решение угла» со стороны перекрёстка крупнейших улиц
Но во втором туре по сути к выполнению был принят некий гибрид, который предложили архитекторы В. Г. Гельфрейх и В. А. Щуко и другие в совершенно новом стиле, отличающемся от господствующего тогда конструктивизма - стиле сталинский ампир.
И вот, что получилось
(фото с сайта библиотеки)
Между пилонами фасада расположены бронзовые барельефы с изображением учёных, философов с одного фасада, писателей - с другого. Медальоны с портретами Архимеда, Коперника, Галилея, Ньютона, Ломоносова, Дарвина, Менделеева, Тимирязева, Павлова выполнила Н. В. Крандиевская. Ей же принадлежит и аналогичный медальон Руставели, вошедший в группу портретов литераторов народов СССР, которая украшает простенки корпуса по Моховой. Остальные «литературные» портреты - Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Белинского, Герцена, Шевченко, Некрасова, Чернышевского, Добролюбова, Салтыкова-Щедрина, Тургенева, Толстого, Маяковского, Горького - создал ленинградский скульптор С. Е. Евсеев, автор памятника Ленину у Финляндского вокзала.
Скульптурный фриз над главным портиком был выполнен в основном по рисункам академика архитектуры и театрального художника В. А. Щуко. Это 22 фигуры, изображающие тружеников разных профессий «Социалистический труд и знание». Девять фигур были исполнены по эскизам Г. М. Манизера (скульптура «Шахтёр» была осуществлена им самим, работы «Ученик», «Скульптор», «Архитектор», «Инженер» и «Комсомолец» принадлежат В. В. Лишеву; а три женские фигуры - Е. А. Янсон-Манизер). Статую «Рабочий-прокатчик» ваяла В. И. Мухина, а «Колхозницу» и «Красноармейца» - И. В. Крандиевская.
В оформлении Библиотеки принимали участие М. Г. Манизер, Н. В. Крандиевская, В. И. Мухина, С. В. Евсеев, В. В. Лишев.
Здание библиотеки стоит не по красной линии улиц, на которую она выходит - ни по Моховой, ни по Воздвиженке. Планировалось, что улицы будут расширены, но это так и не сделали, и от мостовой до здания есть широкий тротуар и площадь, где и сидит Достоевский.
А это внутренний дворик -
задуманный как римский портик с фонтаном
И эти круглые окна также заимствованы из обширной коллекции архитектурных стилей
Под двориками хранилище
19-ярусное книгохранилище общей площадью почти 85 000 м²,было построено в конце 1930-х годов. Оно способно вместить более 20 млн единиц хранения - не только книги, но и периодические издания, ноты, звукозаписи, изоиздания, картографические издания, электронные издания, научные работы, документы и др.
Между ярусами хранилища проложена решётчатая сетка, позволяющая зданию выдерживать (правда, с трудом) всю тяжесть миллионов книг. Если учесть, что под библиотекой проходят несколько линий и станций метро, то остается только надеяться, что строение выдержит тяжесть книг.
В Доме Пашкова находятся раритетные издания.
Сейчас в библиотеке работает более 1500 сотрудников, есть огромное хранилище газетной продукции и диссертаций в Химках, и скоро будет еще новое хранилище в Новой Москве.
Продолжение следует