Выставка проходит в филиале Исторического музея (в здании, где раньше располагался Музей Ленина, а сейчас - музей Отечественной войны 1812 года, а также проходят выставки). Выставка-коллекция жемчуга проходит в рамках перекрестного Года культуры Катара и России 2018. На ней можно увидеть более ста совершенно уникальных предметов, которые рассказывают о том, как образуется жемчуг, как его добывали, а теперь научились выращивать, а также представляют произведения искусства ювелиров разных веков, уникальные изделия великих мастеров своего дела. Именно житель Катара Хуссейн Альфардан, на сегодняшний день владеет крупнейшим в мире собранием природного жемчуга, который составляет не менее 70% мирового запаса, и многие сокровища из его коллекции можно увидеть здесь.
Тиара Ганноверского королевского дома
Мы ходили на выставку с экскурсией, они проводятся в 12, 14 и 16 часов во все рабочие дни выставки (стоимость входного билета 700 р, действуют льготы, а стоимость экскурсионного билета - дополнительно 200 р).
С самой первой минуты экскурсовод завладела нашим вниманием, а почему? Об этом - под катом.
Жемчуг - это единственные драгоценные камни, которые не добываются из недр земли. А как они образуются?
Экскурсия началась с того, что развеяли наши заблуждения о том, каким образом рождается это чудо природы. Нет, жемчуг - это это не занесенная вовнутрь раковины песчинка, обволакиваемая перламутром, как многие из нас думали.
Жемчуг является защитной реакцией организма моллюска на любое инородное тело, попавшее в мантию или между мантией и раковиной. Обитатели раковин обладают уникальной способностью создавать вокруг инородных тел защищающую оболочку, слой за слоем покрывающую попавшие частички, сглаживая их острые углы и шероховатости, чтобы те не смогли повредить моллюска.
В результате исследования более 3 млн жемчужин в рентгеновских лучах удалось установить, что внутри жемчужин не песчинки, а полости. Агрессор - попавший вовнутрь моллюска раздражитель - уничтожается, и вместо него образуется полость, окруженная слоями перламутра.
Сначала мы говорили о том, какой бывает жемчуг.
Жемчуг может иметь разный цвет, который зависит от того, в какой раковине он образовался, от органических веществ, образующих ее внутреннее покрытие.
Белый
Желтый
Даже из полосатой раковины получится жемчуг преобладающего цвета, но со вставками от другого цвета
Главные два вида структуры жемчуга - "перламутровый" и "фарфоровый". Очень красивый радужный фарфоровый жемчуг с глянцевым сиянием состоит из кристаллов - иголочек направленных перпендикулярно к внешней поверхности жемчужины. Таковыми являются, например, все брюхоногие моллюски, моллюски вида Мело Melo ("дыня"). На выставке представлена огромная жемчужина и раковина весом 2 кг и стоимостью 250 тыс долл с пламевидными всполохами.
Второй вид структуры - "перламутровый", состоящий из множества микрокристаллов - чешуек
Жемчуг может быть очень разнообразной формы - она тоже зависит от агрессора: от длины личинки или червячка, который попал к раковину, от места, где он располагается в раковине. Часто встречается блистерный вид жемчужины, если агрессор всей поверхность примыкал к створке раковины. При небольшом частичном примыкании форма может быть пуговка. При свободном парении форма может быть сферической или каплевидной. А еще жемчуг может быть барочный-неправильной формы.
Все вышесказанное относится как к морскому, так и речному природному жемчугу. Речной жемчуг можно найти в основном в холодных реках и озерах. Он встречался на севере России, на Тибете, в Китае, в Северной Европе, в Америке (реки Миссисипи и Тенесси). Но именно в прошедшем времени - встречались. Ухудшение экологии особенно сильно повлияло на речной жемчуг. В частности , потому, что часть жизненного цикла мидии проводят в рыбе, исчезла рыба-не будет мидий, не будет жемчуга.
Никогда не существовало промысла добычи речного жемчуга, его добывали только индивидуальные любители. Но только 10% добытого жемчуга, как морского, так и речного имеет ювелир ценность.
А вот промысел добычи морского жемчуга не просто существовал, но и был странообразующей отраслью, в частности, для стран Персидского залива, и Катара в том числе, еще 7 тыс лет назад.
Достаточно большие лодки несли на себе пары - ловцы+тягальщики. Ловец с 2 веревками и камнем опускался вниз, одна веревка служила сигналом, что воздух заканчивается, надо поднимать, за вторую тягальщик ловца и сетку с его добычей. Работали очень слаженно, счет шел на секунды, ведь даже самый лучший ловец не мог пробыть под водой более 2 минут. Промысел был очень опасен для здоровья. Люди страдали от кожных заболеваний, от морских хищники или ядовитые жителей моря. Пропадал слух, от перепада давления страдали барабанные перепонки Часто падало зрение-незащищенные глаза тоже страдали от агрессивной среды.
Сам процесс производства и добычи жемчуга долог. Долго ракушка производит жемчуг, потом она избавляется от мешающего ей инородного дела - просто выбрасывает ее наружу. Лишь те жемчужины, что еще остались внутри могут найти ныряльщики. Потом в дело вступают ювелиры, отбирая тщательно лучшие и делая из них чудеса. Жемчуг был очень редок и очень дорог, и так было много веков.
И только в последние десятилетия, после того, как в заливе обнаружили нефть, страны перестроились на другие статьи дохода.
Промысла и морской добычи жемчуга сейчас тоже нет, на это повлияло также то, что появились технологии искусственного культивирования жемчуга.
А кто дочитал до этого места, просто молодец, потому что дальше самое интересное - уникальные ювелирные изделия.
Коллекция ювелирных изделий выставляется в сейфах - которые само по себе тоже являются коллекцией.
Сейфы когда-то голландцы заказывали в Индонезии, редкая коллекция сейфов демонстрирует красоту другой редкой коллекции-жемчужной.
Две жемчужины коллекции жемчуга - это подобранные по заказу Хуссейна Альфардана.
7 рядов жемчужин из Персидского залива максимального для этих мест размера, тщательно выстроенные по размеру, все одного цвета. Стоит 1.5 млн долл
10 лет понадобилось владельцу 70% жемчуга в мире, чтобы собрать 5 рядов жемчужин разного размера, но абсолютно идеально одинаковой формы и цвета. Аналогу этому тоже нет в мире, ведь жемчуг, в отличие от других камней, почти никогда не подвергают обработке.
Жемчуг был всегда очень редок и очень дорог. Его могли купить только самые богатые люди.
ВОТ огромная историческая редкость - венчальный викторианский комплект-ларец, сделанный из мелкого, менее 2 мм, бисерного жемчуга, символа чистоты.
Такие комплекты дарили на свадьбы только очень титулованные особы, потом это переходило по наследству, делилось между потомками, и - это чуть ли не единственно дошедший до наших дней полный комплект.
В этом изделии собрались уникальные камни из разных частей света: жемчуг, большие бриллианты - 15 карат и поменьше стариной огранки с юга Индии и Колумбийские изумруды
Эти вещи - самые старые в коллекции. Изделие XVI в на барочной жемчужной основе
балерина XVII в - жемчуг Нового Света.
С открытием Америки обнаружилось, что и тут водится жемчуг. Сначала его добывали на атлантическом побережье, потом и на тихоокеанском в районе Панамы, и даже открытые острова стали так и называться - Жемчужные. Новые районы добычи дали больше жемчуга больнее разнообразных цветов, жемчуг стал чуть доступнее, но это выражалось только в том, что самые богатые и высокопоставленные титулованные люди могли покупать чуть большее их количество. Некоторые ювелирные изделия стали покрывать россыпями жемчужин, но доступно это было очень немногим, например, английская королева Елизавета I часто была вся усыпана жемчугом, хоть и вес таких украшений был велик.
К концу XVII в и эти запасы постепенно исчерпывались, в ювелирных изделиях использовались уже не россыпи-единичные жемчужины. Вспомним "Девушку с жемчужиной" Вермеера.
А в XVIII открыли месторождения алмазов в Южной Америке, и на первый план выходят как символ власти и богатства бриллианты. Жемчуг стал использоваться как украшение только для полуофициальных приемов.
Но уникальные изделия все равно были в ходу. Уникальный лавандовый оттенок у жемчужин из Калифорнии (море Кортеса). Устроители выставки перевели на русский язык их описание как "окрашенный" - на самом деле, жемчуг не красят, правильно сказать "цветной":)
В конце XIX века мода на крупный жемчуг возвращается. Но среди покупателей в основном представители нового класса - буржуа. Стал моден стиль историзм, яркие его пример - египетский стиль, как раз празднуется 100 лет открытия Египта для науки французским войском, возглавляемым Наполеоном. На выставке представлен только фрагмент изделия, то ли брошь, то ли подвеска, искусствоведы спорят.
Вот еще примеры таких изделий - в китайском стиле, где часто использовались изображения, где борется тигр или дракон - символ китайского императора.
Браслет и ожерелье в стиле нео-ренессанс середины XIX в с большим кристаллом цитрина (похожего на янтарь). Напоминает змеек, кусающих свой хвост. Это изделие-трансформер, оно размыкается и трансформируется в 2 браслета.
Ожерелье из южный морей Тихого и Индийского океанов, где добывали особо крупные жемчужины (и это неудивительно ведь жеммчужницы там достигают 40 см в диаметре, тогда как в Персидском заливе они 10-12 см максимум). Они особо разнообразны по цвету, различают 4 группы -белогубые устричные, сереброгубые, золотогубые и черногубые (таитянские). На самом деле, черные - это не означает, что жемчужины черные, как раз совсем черных не бывает, но ими по традиции называют зеленые, синие, серые жемчужины. Украшают ожерелье также бусины из бриллиантов.
На выставке также представлены 4 тиары - протокольные женские украшения для особо парадных случаев.
Самое хорошо сохранившееся - тиара графини Росбери, дочери барона Майера де Ротшильда из огромных круглых и каплевидных жемчужин, очень симметричных, и 150 крупных бриллиантов.
Это был подарок Ханне Ротшильд на свадьбу от отца, она переходила по наследству и увидеть ее могли только очень немногие. Но в 2011 она появился на аукционе Кристис, где ее купил Катар за 1.9 млн. Как и многие другие тиары, она тоже трансформер: капли отстегиваются и тиара превращается в серьги, колье, подвески, брошь. Из-за таких многократных отстегиваний многие тиары ломались, это - почти единственная, сохранившаяся целиком.
Обычно от тиар сохранялись ожерелья, которые можно пристегнуть к бандо,и получится тиара.
Современный серый жемчуг ( который по классификации является черным) - Брошь и 2 клипсы из пресноводного жемчуга Миссисипи
Современное изделие фирмы Картье, сделанное к 2000 г. Точнее, современная только сборка, а камни старинные, жемчуг и изумруд с прямоугольной огранкой и гравировкой растительным орнаментом. Камни эти высочайшего качества, их отбирал сам Шах Джахан, строитель Тадж-Махала
А теперь от природного жемчуга перейдем к культивированному. На самом деле, ни один специалист на взгляд не отличит природный жемчуг от от культивированного, сделать это можно только при помощи рентгена. Внутри у природного жемчуга всегда есть полость, оставшаяся от агрессора, а внутри культивированного-ядро, подсаженное человеком. Но добиться того, чтобы жемчужиница восприняла этот подсаженное ядро за агрессора, не отторгла бы его, а принялась его нейтрализовывать, обволакивая перламутром, удалось только в конце XIX в. Патент на это изобретение получил в 1908 г японец Кокичи Микимото. Он нашел способ подсадить ядро с донором мантии чужой жемчужницы, а когда жемчужина вырастает, ее убирают. И с 20-х гг XX века мир перешел от промышленной добычи жемчуга к выращиванию жемчуга культивированного.
Культивированный жемчуг использован в работе, эскиз для которой в 1949 сделал Сальвадор Дали. Исполнение в камне произведено в 1995 (с рубином)
Кольцо Элизабет Тейлор с огромной 14.5 мм жемчужиной
Две нити высочайшего ювелирного качества из речного культивированного жемчуга. Изделие уникально тем, что речной жемчуг культивировать намного сложнее, но наконец это удалось. Работа этого года
Но и морские фермы дороги, много факторов риска (жемчужницы часто гибнут от болезней, неблагоприятных условий ), и к тому же основную часть полученного жемчуга составляет ядро, слой перламутра меньше. Слой толщиной 1 мм считается уже очень хорошим, обычно меньше. При производстве речного культивированного жемчуга используется другая технология "вживления" - 5 мантий без ядер. Это дешевле, меньше риска, более красивый сферический крупный жемчуг: вырастает жемчуг до 1 см без ядер, с большим слоем перламутра. Примерно до середины XX в монополия в производстве культивированная жемчуга была у Японии, позже технология была передана в Китай, который сейчас производит до 4 тыс тонн культивированного жемчуга, вживляя в мидии до 50 донорских кусочков мантий. Такой жемчуг уже намного дешевле, сбылась мечта Микимото, что практически каждый человек может позволить себе купить изделие из жемчуга.
И самое необычное произведение современного мастера - "Иней". Вьетнамец Сэм То Дуонг создал его из 6 тыс мелких китайских культивированных жемчужин и оксидированного серебра
И еще одно наше заблуждение развеяли на экскурсии. Жемчуг не может "умирать". Он, конечно, не вечен, как алмаз, боится агрессивных сред и высокой (более 120 град) температуры, но трескается или тускнеет он, только если теряет влагу, которой в нем и так немного, около 2%.
Если у вас есть 1.5-2 часа свободного времени, очень рекомендую сходить на эту выставку